ДОПЛАТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Опубликовано: Специалист по охране трудаКомментариев нет

Продолжаю тему установления льгот и компенсаций по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Рассмотрим более детально нормативные акты,  в области определения компенсаций и доплат за работу во вредных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест, а именно:

– Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78. «Об утверждении типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (далее Типовое положение)

– Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда” (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 870).

– “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда” Р 2.2.2006-05 (далее – Руководство Р 2.2.2006-05)

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 “Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда” (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 870).

 Данный документ, собственно говоря, и вносит определенную перчинку в процедуру реализации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в плане установления льгот и компенсаций. Происходит это благодаря тому, что документ содержит в себе некоторую недоработку, об этом – ниже.

Итак, Постановление № 870 определяет гарантированные минимальные размеры компенсаций и доплат, полагающиеся работнику за работу во вредных условиях труда, а именно:

– сокращенную  продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;

– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;

– повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Также, в данном документе содержится требование в 6-ти месячный срок с момента вступления в силу Постановления №870 Министерству здравоохранения и социального развития РФ установить размеры компенсаций и льгот в зависимости от класса условий труда, а также условия их предоставления. Данное требование не выполнено и по сей день. В связи с чем, работодатель обязан устанавливать работникам, работающих во вредных условиях труда (т.е.  при отнесении условий труда на рабочем месте к классам 3.1 -3.4) все указанные компенсации, не имея на руках ни одного современного документа, устанавливающего требования по условиям их предоставления.

2. “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда”  Р 2.2.2006-05

Достаточно объемный документ, с широкой областью применения. Специалиста по охране труда при проведении работ по АРМ по условиям труда он заинтересует, на пример для того, чтобы

–  определить классы условий труда в зависимости от наличия и уровней воздействия производственных факторов (величин отклонений от действующих нормативов) на рабочем месте.

– произвести расчет среднесменных концентрация ВВ в воздухе рабочей зоны, эквивалентных уровней шума и т.д.

Момент, на который должен обратить внимание специалист по охране труда – это важная роль показателя «время воздействия» производственного фактора при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации рабочих мест, а именно – отнесение условий труда на рабочем месте к тому или иному классу опасности на 50% будут зависеть от грамотного составления Фотографии рабочего времени (дня).

Предположим, на рабочем месте машиниста ДВС по результатам замеров был установлен уровень шума в 105 дБА, что превышает предельно допустимый уровень шума на 25 дБА. По характеру выполняемых работ, данный работник подвергается воздействию повышенного шума 1 раз в неделю в течение 3,5 часов, при проведении работ по профилактическому запуску дизельной электростанции (остальные дни работник производит технические осмотры, наладку оборудования без включения дизельной электростанции). При формальном составлении Фотографии рабочего дня машиниста ДВС было проставлено 8 часов рабочего времени при обслуживании дизельной установки с ее включением, т.е 100 % рабочего времени. В этом случае, согласно таблице 4 Руководства класс условий труда на данном рабочем месте будет определен, как 3.3. Однако, при верном составлении Фотографии рабочего дня, время воздействия производственного фактора будет равно менее 3%. Вышеуказанный документ позволит рассчитать эквивалентный уровень шума, – согласно таблице п.11.3 Руководства следует произвести поправку на время воздействия производственного фактора:

105 дБА – 15 дБА =90 дБА

Мы имеем:

– на данном рабочем месте эквивалентный уровень шума равен 90дБА, время воздействия – 100%

– условия труда на данном рабочем месте будут отнесены  уже не классу 3.3, а к классу 3.2;

– по степени вредности воздействие факторов производственной среды на данном рабочем месте в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86 (Приложение N 2) будет равно 1 баллу (превышение по шуму ПДУ до 10 дБА= 1 баллу), соответственно, согласно п. 1.6 Типового положения размер доплаты за работу во вредных условиях труда будет равен 4 %

3. «Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда», являющееся приложением к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78

 Как ни странно, но именно данный старинный  документ является основным, при определении размера доплаты работающим во вредных условиях труда. Даже, не смотря на наличие ссылки в тексте документа о том, что приложение №2 к Типовому положению фактически не применяется на территории РФ, в связи с введением в действие Руководства Р 2.2.755-99. Постановление Правительства Российской Федерации N 870  определяет минимальные размеры компенсаций за работу во вредных условиях труда; других документов, регламентирующих определение уровня доплат, сегодня просто не существует.

О том, как работать с Типовым положением при определении величины доплаты за работу во вредных условиях труда поговорим в следующей статье. Надеюсь, данная статья Вам понравилась. Буду рада, если вы оставите свои комментарии по существу рассматриваемого вопроса.

 

 

Документация, Основы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>