Контракт или договор заключается по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»? В каких случаях заключается контракт, а в каких — договор?

9 апреля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Наименование документа, подписанного между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не регламентирует вопрос о том, как должен называться гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам таких закупок. Гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам соответствующих закупок, во всех случаях именуется в Законе N 223-ФЗ «договором». Термин «контракт» упоминается в Законе N 223-ФЗ применительно к случаям исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), по которым бюджетное учреждение или унитарное предприятие являются исполнителями (пп. «б» п. 4 и пп. «б» п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Однако изложенное не означает, что договоры, заключаемые заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не могут именоваться «контрактами» или, например, «соглашениями». Законодательство не предусматривает специальных требований к наименованию таких договоров, равно как и каких-либо последствий использования произвольного («контракт», «договор», «соглашение» и т.п.) наименования документа, подписываемого по результатам закупки. Напомним также, что согласно положениям ГК РФ (которыми в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг) значение при толковании договора (в том числе в целях квалификации отношений между сторонами) имеет прежде всего его содержание. Наименование же заключенного между сторонами соглашения по существу не имеет юридического значения (смотрите ст. 431 ГК РФ, а также, например, постановление Четвертого ААС от 12.03.2019 N 04АП-7557/18, постановление АС Центрального округа от 25.01.2017 N Ф10-5492/16 по делу N А68-10978/2015, постановление Семнадцатого ААС от 17.08.2017 N 17АП-9571/17).
Таким образом, то обстоятельство, как поименован документ («контракт», «договор», «соглашение» и т.п.), подписанный между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Федеральный закон №223-ФЗ и вопросы регулирования договоров, заключенных по результатам проведенных закупочных процедур

Система государственных закупок регулируется не только на основании положений Федерального закона «О контрактной системе», но также и с помощью другого крупного нормативного акта – Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под регулирование этого закона подпадают все действия в сфере закупок, которые должны осуществлять государственные заказчики, доля в уставном капитале которых, принадлежащая государству, составляет не менее пятидесяти процентов.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

В число основных вопросов, которые попали в сферу регулирования данным нормативным актом, вошли также и вопросы, посвященные заключению договора по итогам проведения закупочной процедуры.

Основные требования к договору

Федеральный закон №223-ФЗ регулирует процедуру проведения различных закупочных мероприятий отдельными категориями государственных и муниципальных заказчиков. Однако эта регламентация не является очень подробной. В результате такой особенности данного нормативного акта можно сказать, что и процедура заключения договора, и основные требования к нему в данном законе весьма условны.

Ключевое требование, которое формулирует данный закон, говорит о том, что в настоящее время заказчики, которые осуществляют закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, должны заключать договор на основании составленного в рамках своей деятельности положения о закупках. В рамках такого положения могут быть отражены основные разделы, которые необходимо указывать в рамках подписываемого договора или контракта. Однако типовых форм для таких договоров заказчик не предусматривает.

Тем не менее при обращении к Единой информационной системе можно увидеть, что в ней содержится библиотека типовых договоров, которые могут быть использованы в рамках заключения соответствующего соглашения на основании положений указанного закона. Однако данная библиотека не является обязательной к использованию, так как только отражает информацию, доступную к использованию, например, если речь идет о договорах или контрактах на получение какого-либо вида специальных услуг для обеспечения функционирования самого заказчика.

Существенные условия и возможности их изменения

Все существенные условия, которые должны быть включены в текст договора, заключаемого по итогам проведенной закупки на основании 223-ФЗ, регулируются не только положениями действующего законодательства в сфере закупок, но также и положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как последний выступает в качестве ключевого регулятора существующих договорных отношений на территории России независимо от того, кто является контрагентами того или иного соглашения.

В соответствии с положениями перечисленных нормативных актов, следует определить, что к существенным условиям заключаемого по 223-ФЗ договора будут относиться:

  1. Предмет договора. Все сведения, которые относятся к предмету договора, должны быть вынесены в отдельный раздел, который полностью отражает информацию об объекте закупки, которая ранее содержалась в извещении о проведении закупочной процедуры. При этом сам Федеральный закон №223-ФЗ не устанавливает прямого запрета на возможности изменения данного раздела, в том числе путем замены предмета договора, но и не разрешает это сделать, так как в противном случае возможно вести речь о том, что проводимая закупка нарушит принципы указанного закона и Гражданского Кодекса, а сама сделка может быть признана судом и контролирующими органами незаконной.
  2. Цена или стоимость договора или контракта и порядок взаиморасчетов между сторонами. Окончательная информация по данному вопросу должна быть сформирована на основании тех результатов, которые были получены по итогам завершения закупочной процедуры, даже если речь идет о закупке у единственного поставщика. При этом ни ГК РФ, ни действующие нормы права в сфере закупок не запрещают производить изменение данного существенного условия как в части изменения цены контракта (но только если такое изменение не приведет к перерасходу бюджетных средств и вызвано острой необходимостью, например, по причине изменения государственной политики в части ценообразования), так и в части проведения полного взаиморасчета между участниками подписанного соглашения.
  3. Права и обязанности сторон договора, а также возможные меры ответственности для участников договора за нарушение установленных положений конкретного закона. В данном разделе, который чаще всего не подвергается изменениям, прописываются либо фиксированные размеры штрафных санкций, либо те механизмы, на основании которых производится расчет штрафов, а также пеней и неустоек.
  4. Срок действий договора, варианты изменения и расторжения договора. Данные условия обязательно должны быть включены в содержание договора даже в том случае, если речь идет о простой форме договора, которая, например, используется при заключении такого соглашения с единственным поставщиком.

Для каждого из таких существенных условий существует свой порядок их изменения, который сводится, тем не менее, к следующему алгоритму:

  • стороны проводят переговоры о возможности изменения каких-либо условий в рамках заключенного ранее договора;
  • достигнутые договоренности необходимо оформить в виде специального дополнительного соглашения, в котором указываются все те положения, которые должны быть изменены;
  • необходимо указать, с какого момента вступает в силу такое дополнительное соглашение, а также на какой срок оно было заключено.

Подобный алгоритм внесения изменений в тот или иной договор предусмотрен Гражданским Кодексом, на основании которого и происходит все функционирование договорных отношений по итогам проведения закупочных процедур на основании 223-ФЗ.

Порядок заключения

Заключение договора на основании положений Федерального закона №223-ФЗ происходит по итогам публикации протокола об определении победителя той или иной процедуры либо на основании решения заказчика о проведении закупки у единственного поставщика.

В том случае, если речь идет о конкурентном способе определения потенциального исполнителя по контракту, например, о конкурсе, то заключение договора или контракта по его итогам производится по истечении десяти дней, но не дожидаясь двадцати с даты публикации в Единой информационной системе протокола о подведении итогов такой закупки.

Если происходит заключение договора с единственным поставщиком, то в этом случае договор может быть заключен в течение того срока, который установлен для таких контрактов созданным у заказчика Положением о закупке.

Для того чтобы достичь максимально удобных для обеих сторон условий заключения и дальнейшего исполнения договора, в том числе, по итогам конкурентных способов определения исполнителя, заказчик вправе провести с исполнителем преддоговорные переговоры. Условие о возможности проведения таких переговоров заказчик обязан сформулировать в рамках документации о проводимой закупке как одно из условий определения исполнителя.

Преддоговорные переговоры – это специальное собеседование с потенциальным исполнителем контракта, которое проводится с участником закупочной процедуры, занявшим первое место при проведении оценки поданных заявок или предложений на участие в закупке. В рамках таких переговоров производится итоговое определение условий, на которых будет заключен и исполняться договор по итогам завершения закупочной процедуры.

В том случае, если такой участник отказывается от заключения договора, или стороны не могут договориться и прийти к общему соглашению по условиям договора, то к преддоговорным переговорам приглашается участник, который занял второе место по итогам оценки поданных заявок или предложений.

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что у государственного заказчика есть возможность не публиковать некоторые контракты и договоры, которые были заключены.

Так, в частности, можно не публиковать договоры, которые были заключены с единственным поставщиком, если объект закупки по такому договору или контракту относится к тем сведениям, публикация которых не предусмотрена действующим законодательством. В остальных случаях заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента подписания такого договора или контракта внести сведения в специальный реестр контрактов, ведение которого предусмотрено статьей 4.1 указанного федерального закона.

Если речь идет о контрактах и договорах, которые подписываются по итогам конкурсных процедур, то они должны быть размещены в Единой информационной системе в соответствующем реестре. Сведения о таких контрактах в течение трех рабочих дней с момента подписания направляются в специальный реестр, который должен оформляться в соответствии с требованиями статьи 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ознакомиться с данным реестром можно на основании запроса, сформированного посредством функционала Единой информационной системы zakupki.gov.ru.

Если договор или контракт был изменен, то сведения о таком изменении также должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней с момента их осуществления. Что же касается результатов исполнения договора, то данные о его завершении должны быть внесены в срок, который не превысит десять дней с момента подписания документов, подтверждающих такое действие в отношении договора. Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся положениями действующего законодательства к данным, которые не должны публиковаться в общедоступных источниках информации, например, если речь идет об объектах закупки, подпадающих под действие законодательства о государственной тайне.

Возможности расторжения

Далеко не всегда договоры и контракты, заключенные государственным и муниципальным заказчиком, исполняются в полном объеме. Нередко складывается ситуация, в соответствии с которой стороны приходят к решению о необходимости расторжения подписанного ранее договора. Чаще всего это действие осуществляется в случаях, когда по каким-либо причинам результаты исполнения не удовлетворяют стороны, но судебного разрешения возникшего конфликта они не хотят.

К другим основаниям, по которым могут быть расторгнуты договоры, заключенные во исполнение положений о закупках, освещенных в Федеральном законе №223-ФЗ, следует относить:

  • невозможность дальнейшего исполнения договора по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые были предусмотрены договором;
  • сокращение финансирования ввиду принятия такого решения вышестоящим контролирующим органом в сфере закупок;
  • судебное признание договора или контракта недействительным по причинам, сформулированным в действующем законодательстве, например, в Гражданском Кодексе Российской Федерации;
  • если договор или контракт был полностью исполнен до даты, которая установлена в тексте документа как дата окончания его действия, и это подтверждено с юридической точки зрения;
  • одностороннее решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения заключенного договора по личным причинам (однако, такие причины должны быть обоснованы в виде специального документа, например, письма о необходимости расторжения договора).

В том случае, если контракт был расторгнут, сведения об этом должны быть внесены в реестр договоров, находящийся в Единой информационной системе, в течение десяти дней с момента подписания документов, подтверждающих такое расторжение, например, дополнительного соглашения о расторжении договора.

При этом в отчет о таком расторжении должны быть включены сведения о причине такого действия, например, если речь идет о расторжении по причине судебного решения, потребуется указать номер дела и итогового постановления о расторжении контракта.

Понятие и особенности рамочного договора

Еще до момента начала действия Федерального закона №223-ФЗ достаточно большую популярность набрали рамочные договоры. После вступления указанного закона в силу они продолжают использоваться, так как в некоторых случаях являются очень удобными для государственного или муниципального заказчика.

Рамочный договор, если формулировать понятие на основании сложившейся правоприменительной практики (так как в законодательстве определения рамочного договора до настоящего времени не содержится), это договор, который заключается с указанием определенных шаблонных требований, но в котором не определены конкретные данные и неключевые параметры.

В настоящее время выделяют следующие виды рамочных договоров:

  • договоры с открытыми условиями. Для таких договоров характерно, чтобы что-то из условий, в том числе существенных, было не до конца определено. Исключение составляется только для предмета договора – его необходимо описать конкретно. В противном случае такое соглашение не будет с юридической точки зрения договором;
  • договоры с неопределенными сроками. Чаще всего речь в этом случае идет о тех договорах, которые подлежат пролонгации (например, если речь идет о договорах оказания коммунальных услуг, которые осуществляются одним и тем же поставщиком на протяжении достаточно длительного периода времени);
  • договоры с открытой ценой. Эти договоры заключаются в тех случаях, когда по каким-либо причинам не может быть полностью определена цена заключаемого договора, однако, есть информация о том, когда и какие объемы товара могут быть поставлены. Чаще всего такие договоры заключаются в отношении тех групп товаров, которые либо имеют непосредственную зависимость от иностранной валюты, либо относятся к категории товаров или услуг, подлежащие обязательному государственному регулированию (сам договор при этом может быть заключен до момента официальной публикации такого регламентирующего нормативного акта);
  • договор, в отношении которого не определены объемы поставки. Такие договоры заключаются в тех случаях, когда речь идет о невозможности определения конкретного объема закупки, которая будет осуществлена, по различным причинам (например, в случае срочной закупки медикаментов для регионов с установленным режимом чрезвычайных обстоятельств, когда невозможно определить, какой именно объем и каких медикаментов может быть закуплен).

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении вопросов, связанных с регулированием договоров и контрактов, заключаемых по итогам проведенных закупочных процедур, является более лояльным, нежели Федеральный закон №44-ФЗ. Основные вопросы, которые могут возникать и подлежат обязательному регулированию с точки зрения действующего законодательства, могут быть разрешены на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В то же время некоторые правила оформления заключаемых договоров могут не иметь обязательной государственной регламентации. В этом случае они должны найти отражение в рамках созданного заказчиком Положения о проведении закупок, на основании которого они осуществляют свою деятельность. Если же заказчик не может по каким-то причинам найти правила для регламентации заключенного им договора, он может воспользоваться рамочным договором, но это будет требовать тщательного обоснования, так как нередко может привести к дополнительным расходам из бюджетных средств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Пролонгация договора по 223-ФЗ

В ситуации, когда поставщик во всех отношениях удовлетворяет интересам государственного или коммерческого заказчика, обязательное проведение тендера приобретает значение утомительной процедуры, требующей немало времени и средств.

Между тем, в соответствии с законодательными основами закупочной политики РФ, проводить тендеры необходимо ежегодно, согласно годовому бюджету организации.

В этой статье вы узнаете о том, при каких обстоятельствах можно продлять договоры, не прибегая к нормативным процедурам, а при каких обстоятельствах это может быть квалифицировано как серьезное нарушение и повлечь за собой соответствующие санкции.

Можно ли продлять договоры, заключенные до ввода 223-ФЗ?

Действующая база 223 ФЗ содержит в себе ряд «спорных» моментов, которые в некоторых ситуациях могут трактоваться по-разному. К числу таких моментов относится и возможность пролонгации договоров, заключенных еще до вступления в силу Федерального Закона № 223.

Несмотря на существующее мнение о том, что, если в текст договора внесен пункт о возможности автоматического продления, то контракт не подлежит перезаключению по окончанию финансового года, без дополнительных заявлений со стороны исполнителя, либо заказчика, это не совсем так. Продление договора — это, так или иначе, новые правовые отношения, стало быть, и осуществлять их необходимо в точном соответствии с нормами ныне действующего законодательства РФ.

Таким образом, если вы желаете избежать неприятных проблем с законом, то, лучше всего, все же перезаключать все договора в нормативном порядке. В любом случае, при правильном подходе к участию в тендере, ваш поставщик всегда сможет и не единожды доказать свое лидерство и свою высокую эффективность по сравнению с конкурентами.

Порядок пролонгации договоров по 223-ФЗ

В ситуации же, когда договоры заключены после ввода № 223-ФЗ, их вполне можно продлять ежегодно, путем подписания дополнительных соглашений, но только при одном условии. Возможность пролонгации договоров, ее нормы и порядок должны быть четко прописаны в составе внутреннего Положения организации о закупочной деятельности, а само положение — утверждено и опубликовано в ЕИС.

В результате подписания дополнительных соглашений, заменяющего нормативную процедуру проведения закупки, можно даже изменять цены и некоторые условия, не проводя при этом новый тендер. Но вся измененная информация должна немедленно появляться на общероссийском ресурсе ЕИС — только тогда данная процедура будет считаться легитимной, а ее организатор избежит штрафных санкций в соответствии с Положением № 616.

Эксперты BiCo готовы предложить свою поддержку!

Какой бы бизнес-процесс не ждал вас впереди — переоформление документов, участие в государственной или коммерческой закупке, либо отстаивание интересов в зале суда, профессионалы ГК BiCo всегда рады протянуть вам руку помощи!

Только у нас вы найдете:

  • Самые актуальные и привлекательные тендеры крупнейших заказчиков РФ и Ближнего Зарубежья
  • Различные программы финансовой поддержки участников тендеров
  • Возможность оперативно и качественно оформить необходимые финансовые инструменты
  • Штат высококвалифицированных специалистов, работающих в ваших интересах
  • Комплексную консультативную и юридическую поддержку

Комплекс услуг ГК BiCo — надежный гарант вашего успеха и развития!

Рекомендуем Требования к исполнителям госзаказов будут снижены.