Абрикос яблоко договор мандарин полотенце басня помидор кочерга гдз

Ответ: абрикосов, яблок, договоров, мандаринов, полотенец, басен, помидоров, кочерег, блюдец, сапог, рельсов, сабель, северян, граммов, солдат, татар, минчан. объяснение: имена

ответ: абрикосов, яблок, договоров, мандаринов, полотенец, басен, помидоров, кочерег, блюдец, сапог, рельсов, сабель, северян, граммов, солдат, татар, минчан.

Объяснение: имена существительные поставлены  в родительном падеже множественного числа.


Русский язык
, опубликовано 14.03.2019 17:10

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

Продолжение. Начало в № 7/2005


Имя существительное

Вопросы и задания

10 – 11-е классы

Этап 4. Категория падежа

1. Верно ли, что каждый падеж имеет
одно, только ему свойственное значение?

Нет, не верно. Каждый падеж имеет
несколько значений.

2. Назовите способы выражения
падежных значений.

Окончание, или флексия (рубить топором);
окончание и предлог (расположиться на опушке);
ударение (страны – род. падеж ед. числа, страны 
им. падеж мн. числа); предлог (по шоссе).

3. Приведите примеры
существительных, выражающих значение падежа
только синтаксически.

4. Один и тот же падеж может
выражать различные значения. Это зависит от
формы и значения управляющего слова, формы и
значения управляемого слова, семантики предлога.

Выделяют 4 основных типа падежных
значений: субъектное (указание на производителя
действия или носителя признака), объектное
(указание на объект, на который направлено
действие), определительное (указание на признак
предмета), обстоятельственное (указание на время,
место, причину, образ действия, меру и степень и
т.д.). Заполните таблицу подходящими примерами.

Падеж

Субъектное значение

Объектное значение

Определит.
значение

Обстоят. значение

Именительный

Мама поет

Колесо турбины вращается
водой

Город-герой

 

Родительный

Забот хватает

Уборка урожая

Велосипед брата

Приобрести для стирки

Дательный

Сыну нездоровится

Вручить коллективу

Подарок родителям
(значение объектно-определит.)

Идти по набережной

Винительный

Больного колотит лихорадка

Пригласить гостей

Стал композитором

Ехать целую ночь

Творительный

Повесть написана молодым писателем

Восхищаться картинами

Девочка в сарафане

Дышать полной грудью

Предложный

Рассказывать о поездке

Расположились на поляне

За пределами основных типов
находятся еще 2 значения именительного падежа:

  • именительный обращения
    (соответствует утраченному звательному падежу)
    – Не шуми ты, рожь, спелым колосом;

  • именительный темы – Бедная Инеза!
    Ее уже нет! (А.Пушкин)

5. Поставьте следующие имена
существительные в родительном падеже
множественного числа: абрикос, яблоко, договор,
полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог,
мандарин, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат,
таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм,
ущелье, платье, полено, дно, князь, лист, муж.

Ответ

Абрикос – абрикосов, яблоко – яблок,
договор – договоров, полотенце – полотенец,
басня – басен, помидор – помидоров, кочерга –
кочерег, блюдце – блюдец, сапог – сапог, мандарин
– мандаринов, рельс – рельсов, сабля – сабель,
северянин – северян, грамм – грамм и граммов,
солдат – солдат, таджик – таджиков, носок –
носок и носков, сын – сыновей и сынов, друг –
друзей, курица – кур, килограмм – килограмм и
килограммов, ущелье – ущелий, платье – платьев,
полено – поленьев, дно – доньев, князь – князей,
лист – листов и листьев, муж – мужей.

6. Продолжите ответ: «Кроме трех
основных типов склонения существительных,
выделяются…».

  • – Разносклоняемые существительные:
    десять существительных среднего рода на -мя:
    знамя, племя, пламя, темя, вымя, семя, бремя,
    стремя, имя, время;
    существительное мужского
    рода путь; существительное среднего рода дитя.

Существительные среднего рода на -мя
склоняются как существительные 3-го склонения в
род., дат. и предл. падежах (пламени), а в
твор. падеже – как существительное 2-го склонения
(пламенем).

Существительное путь изменяется
по образцу 3-го склонения, но в твор. падеже имеет
окончание 2-го склонения (путем).

Существительное дитя в им., вин. и
твор. падежах склоняется как существительное 1-го
склонения (дитя, дитятей), в род., дат. и
предл. падежах – как существительные 3-го
склонения (дитяти). Формы слова дитя с
наращением основы являются устаревшими.

  • Существительные, употребляемые
    только в форме мн. числа (клещи, прятки, Гималаи)
    не относятся ни к одному из типов склонения.

  • Существительные, образованные
    способом субстантивации (столовая, гостиная,
    мостовая, дежурный),
    сохраняют склонение
    прилагательных.

  • Имена собственные с суффиксами -ин-,
    -ов-
    относятся к смешанному склонению. Это
    названия населенных пунктов и фамилии. Названия
    населенных пунктов в твор. падеже имеют
    окончание -ом (как у существительных 2-го
    склонения – под городом Могилевом),
    фамилии – окончание -ым (как у
    прилагательных – с поэтом Пушкиным).

  • Традиционно неизменяемые имена
    существительные (Осло, помкомвзвода, Фесенко,
    кашпо, МГУ, кенгуру)
    не входили в систему
    склонения. В настоящее время их относят к
    нулевому склонению.

7. Почему существительные мечта,
брюзга, башка, тахта, мзда
приведены вместе?
Формы всех ли падежей они имеют?

Данные существительные не имеют формы
род. падежа мн. числа.

8. Чем интересны существительные щец
и дровец?

Это уменьшительно-ласкательные
существительные, имеют форму только одного
падежа – род. падежа мн. числа.

9. Приведите примеры вариантных
падежных окончаний.

Много народа – много народу,
богатый урожай винограда – килограмм
винограду, лентой – лентою, на газе
– на газу, возле домишка – возле домишки,
дочерями – дочерьми, кеды – кедов
и кед, ворох – ворохи и вороха и т.д.

Этап 5. Категория рода

1. Верно ли, что имена
существительные изменяются по родам?

Нет. Имена существительные относятся
к одному из трех родов: мужскому, женскому или
среднему. Категория рода реализует себя не в
различных формах одного слова, а в разных
лексемах со всей системой их форм.
Существительные, употребляемые только в форме
мн. числа (сани, каникулы, сливки и др.), рода не
имеют.

2. От данных
существительных образуйте родовые корреляты*:

отец, бык, бабушка, тетя, девушка,
Валентин, инженер, родильница, машинист, белка,
обезьяна, карась, невеста, слон, кот, гусь.

Ответ

Отец – мать, бык – корова, бабушка –
дедушка, тетя – дядя, девушка – юноша,
Валентин – Валентина, инженер – инженерша (прост.),
невеста – жених, слон – слониха, кот – кошка,
гусак – гусыня (гусь).

Слово машинистка соотносится со
словом машинист формально, эти
существительные разошлись в своих значениях.

У слов белка, обезьяна и карась
корреляты вообще отсутствуют. Одна лексема
называет и самку, и самца, причем это может быть
существительное как мужского, так и женского
рода.

Существительное слониха называет
самку, а существительное слон – самца и
одновременно является родовым понятием.
Существительное кот называет самца,
существительное кошка – самку и в то же время
является родовым наименованием. Слово гусак
называет самца, гусыня – самку, родовым же
понятием является третье слово – гусь.

3. Приведите примеры суффиксов,
выражающих значение того или иного рода.

Совместно с окончанием значение
мужского рода выражают суффиксы -тель-, -ник-,
-чик- (-щик-), -ун-, -ик-
(надзиратель,
наставник, перебежчик, прыгун),
значение
женского рода – суффиксы -ниц-, -к-(а), -j-(а),
-ость-, -ш-(а), -их-
(учительница,
волейболистка, гостья, сладость, библиотекарша,
ткачиха),
значение среднего рода – суффиксы -ениj-,
-ств-
(объявление, мужество)
.

4. Даны пары существительных: паром,
стол; смерть, день; заборишко, волчище; поле,
состояние; умница, кривляка.
Выделите пару
существительных, значение рода которых
определяется по контексту.

Умница,
кривляка
. Это существительные общего рода. Они
могут выступать как в значении мужского, так и в
значении женского рода в зависимости от пола
лица, который они обозначают. Пол лица в этом
случае выражается синтаксически. Петя такой
умница. Маша такая умница.

5. Даны существительные общего
рода. Установите признак и в зависимости от него
разделите слова на группы.

Плакса, жадина, злюка, подлиза,
торопыга, лежебока, тихоня, левша, кривляка,
невежда.

В первую группу войдут
существительные, обозначающие лицо по
характерному для него действию, – плакса,
подлиза, торопыга, лежебока, кривляка;
во
вторую – существительные, обозначающие лицо по
характерному свойству – жадина, злюка, тихоня,
левша, невежда
. При этом большинство данных
существительных выражает неодобрительную
эмоциональную оценку.

6. Среди существительных общего
рода ученые-лингвисты выделяют 3 группы слов.
Заполните таблицу соответствующими примерами.

Нарицательные лексемы
на а обычно со значением качественной
характеристики, чаще эмоционально отрицательной

Калека, левша, сирота,
разиня, плакса, соня, ябеда, брюзга, ханжа,
запевала, пустомеля, дылда, придира

Неофициальные личные
имена, выступающие в качестве уменьшительных к
полным именам

Валя (Валентин,
Валентина), Саша, Саня, Шура (Александр,
Александра), Женечка (Евгений, Евгения), Сима
(Серафим, Серафима), Паша (Павел, Прасковья)

Несклоняемые фамилии
русского и иноязычного происхождения

Скорых (Петр, Мария),
Черненко (Виталий, Анастасия), Неру, Гюго, Бенуа

Среди существительных общего
рода на а, относящихся к первой группе,
есть слова, лишенные какой-либо окраски: калека,
сирота, левша, коллега
и др.

7. Словарь С.И. Ожегова указывает,
что существительное староста относится к
мужскому роду. Почему же тогда говорят: наш
староста, наша староста
? Прокомментируйте
данный пример.

Существительное староста способно
иметь определение в форме как мужского, так и
женского рода: ваш староста, ваша староста; мой
староста, моя староста
. Фактически
существительное староста общего рода.

8. Можно ли определить род
существительного заноза без контекста?

Слово заноза многозначное, имеет
два значения: 1) ж. Тонкий острый кусочек
дерева, металла, стекла, вонзившийся под кожу (засадить
занозу);
2) м. и ж. Задиристый,
придирчивый человек (разг.). Во втором
значении слово заноза является
существительным общего рода. Таким образом,
только в контексте мы сможем определить род
существительного заноза.

9. Установите закономерность и
продолжите ряд слов: повеса, рубака, заправила…

Громила, вышибала, расстрига и др.
Внешне данные слова можно принять за
существительные общего рода. Однако им
свойственно грамматическое значение только
мужского рода.

10. Что происходит с родом
существительных типа тряпка, шляпа, гадюка,
пила, тетеря, змея, марионетка, лиса, рыба
и др.,
когда они используются для характеристики лиц
мужского пола? Какую смысловую окраску они
придают высказыванию?

Подобные существительные женского
рода употребляются в переносном значении и имеют
ярко выраженную отрицательную
эмоционально-экспрессивную окраску: Ну, Димка,
и шляпа ты! Этот Петров такая змея.

Характеризуя лиц мужского пола, данные
существительные остаются словами женского рода,
что является убедительным аргументом против
отнесения слов типа тряпка, шляпа, пила, змея
и др. к общему роду (Васька – настоящая гадюка).

11. Завершите данное суждение Слова
типа директор, бригадир, инженер, геолог, врач
в равной степени могут быть использованы для
названия лица мужского и женского пола,
оставаясь при этом…

…существительными мужского рода.

12. Определите род существительных:
пресс-клуб, кресло-кровать, джаз-ансамбль,
ковер-самолет, крем-сода, сад-ясли, царь-пушка,
штаб-квартира, спектакль-феерия, премьер-министр,
ракета-носитель, генерал-директор, дизель-поезд,
меч-рыба, кран-балка, плащ-палатка, диван-кровать,
платье-костюм, салон-парикмахерская.

Род сложных существительных без
соединительной гласной (пресс-клуб,
джаз-ансамбль, крем-сода, царь-пушка,
штаб-квартира, премьер-министр, генерал-директор,
дизель-поезд, меч-рыба, кран-балка, плащ-палатка)

определяется по второй части сложения. У
подобных существительных первая часть не
склоняется.

От таких существительных следует
отличать составные наименования, в которых
склоняются обе части: кресло-кровать,
ковер-самолет, сад-ясли, спектакль-феерия,
ракета-носитель, диван-кровать, платье-костюм,
салон-парикмахерская
. Род таких наименований
определяется по первому компоненту
словосочетания.

Ответ

Пресс-клуб – мужск. р., кресло-кровать
– ср. р., джаз-ансамбль – мужск. р., ковер-самолет
– мужск. р., крем-сода – женск. р., сад-ясли
– мужск. р., царь-пушка – женск. р., штаб-квартира
– женск. р., спектакль-феерия – мужск. р., премьер-министр 
мужск. р., ракета-носитель– женск. р., генерал-директор
– мужск. р., дизель-поезд – мужск. р., меч-рыба
– женск. р., кран-балка – женск. р., плащ-палатка
– женск. р., диван-кровать – мужск. р., платье-костюм
– ср. р., салон-парикмахерская – мужск. р.

13. Определите род существительных.
Произведите лингвистический комментарий: леди,
маэстро, атташе, эскимо, визави, ралли, торнадо,
хинди, сулугуни, цицеро, бере, протеже, фламинго,
иваси, цеце, рефери, саами, Петренко, Милых, Сочи,
БСЭ.

Эти существительные несклоняемые. У
неизменяемых существительных определение рода
основано главным образом на семантическом
принципе.

Существительные, обозначающие лиц
мужского пола, лиц по профессии, должности,
животных, относятся к мужскому роду: маэстро,
атташе, фламинго
. У некоторых иноязычных
существительных род определяется в зависимости
от слова русского языка, называющего родовое
понятие: хинди – мужск. р. (язык), иваси
женск. р. (сельдь), цеце – женск. р. (муха).

Существительные, обозначающие лиц
женского пола, принадлежат к женскому роду: леди.

Существительные, являющиеся
наименованиями лиц и мужского, и женского пола,
относятся к словам общего рода: визави, протеже.

Существительные, обозначающие
названия предметов неживой природы, чаще
принадлежат к среднему роду: эскимо, ралли.
Исключениями являются: торнадо (ветер) –
мужск. р., сулугуни (сорт сыра) – мужск. р., цицеро
(название шрифта) – мужск. р., бере (сорт груш)
– женск. р.

По родовому понятию определяется род
несклоняемых географических названий: Сочи
(город) – мужск. р.

Род несклоняемых сложносокращенных
слов звукового или буквенного типа определяется
родом опорного слова: БСЭ (энциклопедия) –
женск. р.

Несклоняемые фамилии, оканчивающиеся
на гласный и на согласный (типа Петренко, Милых),
а также названия лиц по народности (саами,
манси, коми
и др.) получают родовую
характеристику в зависимости от пола человека, к
которому они отнесены, – т.е. ведут себя как
существительные общего рода типа сирота.

Существительное рефери мужского
рода.

14. О ком идет речь: о лице женского
или мужского пола? Тетрадь Гофмана. К Фридман
подошли.

В первом случае речь идет о мужчине,
во втором – о женщине. Несклоняемые фамилии на
согласный могут быть мужского или женского рода (Гафт,
Фохт).
Относясь к лицу мужского пола, такие
фамилии склоняются. О лице женского пола мы бы
сказали: тетрадь Гофман.

15. О чем говорят данные примеры: клавиш
– клавиша, перифраз – перифраза, скирд – скирда,
жираф – жирафа, ставень
и ставня?

Эти слова, сохраняя свое лексическое
значение, могут использоваться в двух родовых
формах.


* Коррелят – член пары или ряда
взаимно обусловленных, соотносительных языковых
единиц.

От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа :

Апельсины макароны мандарины сапоги очки граммы килограммы помидоры рельсы гектары облака яблоки плечи партизаны чулки носки татары солдаты вафли блюдца полотенца цыгане бананы басни туфли тапки

Помогите, пожалуйста ; D.

Вы зашли на страницу вопроса От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа :Апельсины макароны мандарины сапоги очки граммы килограммы помидоры рельсы гектары облака яблоки плечи партизаны ?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifУрок 30

Имя существительное.

Цели:

— Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки, учебник, тесты, таблицы, словари, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. 1 мин.

Рука к руке, нога к ноге.

Голова к голове, сердце к сердцу.

Ты мой друг и я твой друг.

Я желаю тебе на уроке…

— Запись числа.

II. Актуализация.

  1. Словарно-орфографическая работа. 5 мин.

Радость, хрипота, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, рантье, беднота, инженер, врач, цемент, мастер, мука, задира, недотрога, бег, леди, растяпа, жюри, Сочи, Миссисипи, вуз, юношество, мебель, ботва, смех, олово.

(30 слов)

— К какой части речи относятся данные слова? (к имени существительному)

— О какой части речи сегодня на уроке мы будем говорить? (об имени существительном)

— Давайте определим цель сегодняшнего урока. (Мнения учеников записываем на доске)

Повторение и формирование знаний идет с работой по презентации. 5 мин.

— Что вы можете рассказать об имени существительном? (по цепочке учащиеся выходят к доске и составляют схему «Имя существительное» с примерами)

III. Формирование новых понятий и способов действия

  1. Самостоятельно прочитать материал § 37-38. 7 мин.

Игра «Да – Нет»

Составить вопросы к материалу так, чтобы ответ звучал только ДА или НЕТ.

— Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

— Имена существительные изменяются по родам.

— Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

— Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

— Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

— Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

— Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

— Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

  1. Работа в паре. У существительных, написанных в орфографическом диктанте, определите род. Отметьте слова общего рода, составьте с ними 3 словосочетания, 2 предложения.

Разделите слова, записанные выше, на группы:

Конкретные: имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР – ТАСС, тюль;

Отвлеченные: радость, хрипота, бег, смех;

Собирательные: депо, рантье, жюри, юношество, беднота, мебель, ботва;

Вещественные: кофе, пшеница, цемент, мука олово.

  1. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму:

1 вариант: а) только множественного числа;

2 вариант: б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

  1. Индивидуальная работа. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. (по 10 слов – 3 варианта)

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

2. Барокко, торнадо, банджо, контральто.

3. Умишко, носишко, бельишко, голосишко.

4. Шасси, клещи, носилки, пассатижи.

2. Составление схемы «-Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) — Е – в остальных случаях

3.Обозначьте окончания существительных и укажите номер приведенного выше правила — алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

4. Составление схем. Опираясь на схемы, допишите окончания существительных

-Е — сущ. муж. и сред. рода

-ИЩ

-А — сущ. жен. рода

— УШК, — ЮШК, — А — сущ. муж. и жен. рода одушевл.

-ЫШК, — ИШК — О — сущ. муж. рода неодуш. и сред. рода

одуш. сущ. муж. рода

или общего рода — А

после суффикса –Л

сущ. сред. рода — О

Болотище, бородища, верзила, воротила, соседушка, соловушка, парнишка, точило, кулачище, грязища, запевала, человечишка, письмишко, зубило, домище, шалунишка.

5. Проверочная работа

1 вариант

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A) Осло. B) синева. C) любовь. D) железо. E) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A) башкир, носок, партизан, помидор. B) башкир, носков, партизан, помидоров.

C) башкир, носок, партизанов, помидоров. D) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A) Валя, Ваня. B) юноша, дядя. C) полесье, звено. D) судьба, родина. E) высота, слепота.

4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) – имеют в предложном падеже единственного числа существительные

A) круг, край. B) кожа, сосна. C) падеж, лицо. D) дорога, тропка. E) одежда, костюм.

5. Несклоняемым является существительное

A) грипп. B) добро. C) козни. D) метро. E) щавель.

6. К третьему склонению относятся существительные

A) рама, стол. B) улица, забор. C) кость, лесть. D) диван, шкаф. E) карандаш, ручка.

7. К третьему склонению относятся существительные

A) ноль, день B) толь, тюль. C) конь, огонь. D) пень, плетень. E) свекровь, церковь.

8. Слово общего рода

A) врач. B) лентяй. C) генерал. D) задавака. E) продавец.

9. К разносклоняемым относятся существительные

A) имя, знамя, семя, стремя, путь. B) радио, метро, табло, пенсне, плато.

C) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь. D) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

E) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

10. К третьему склонению относятся существительные

A) ответ, дар. B) лицо, взор. C) привет, удар. D) письмо, слово. E) мощь, храбрость.

11. Суффикс ЕК пишется в существительном

A) нож…к. B) лист…к. C) пест…к. D) ключ…к. E) горош…к.

12. Буква Е пропущена в словах

A) птенч…к, стульч…к. B) сарайч…к, заливч…к. C) горош…к, дождич…к.

D) костюмч…к, шалаш…к. E) колокольч…к, скандальч…к.

13. Буква И пропущена в слове

A) плато…к. B) огурч…к. C) дубоч…к. D) кусоч…к. E) сахароч…к.

14. суффикс –ИЧК- есть слове

A) нян…чка. B) врем…чко. C) пугов…чка. D) крыш…чка. E) книж…чка.

2 вариант

1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

A) ГЭС вступил в строй. B) СМУ получила обязательства.

C) ВДНХ представил новые экспонаты. D) НИИ начала работать над новой темой.

E) КазГУ получил статус национального университета.

2. Только форму единственного числа имеют

A) названия игр. B) слова бремя, вымя, пламя, темя.

C) названия промежутков времени. D) названия составных и парных предметов.

E) названия материалов, веществ или их остатков.

3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

A) Море – моря. B) Грязь – грязи. C) Стул – стулья. D) Ребёнок – дети. E) Человек – люди.

4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

A) РТС. B) ГЭС. C) ГАИ. D) ПТУ. E) ТЮЗ.

5. Только форму множественного числа имеет слово

A) чай. B) силос. C) дебаты. D) ельник. E) учительство.

6. Только форму множественного числа имеют существительные

A) горы, леса. B) народы, дети. C) борцы, бойцы. D) камни, цветы. E) шорты, каникулы.

7. К среднему роду относятся имена существительные

A) тенге, атташе. B) салями, мадам. C) авеню, кольраби. D) бюро, коммюнике. E) колибри, пенальти.

8. Слово общего рода

A) сестра. B) сирота. C) страна. D) папаша. E) дедушка.

9. К несклоняемым относятся имена существительные

A) среднего рода с окончанием Я. B) среднего рода с окончаниями О, Е.

C) мужского и женского рода с окончаниями А, Я. D) мужского и женского рода с нулевым окончанием. E) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

A) дома, земли, церкви. B) забияки, нюни, ломаки. C) караваи, батоны, калачи.

D) каникулы, сутки, дрожжи. E) тростинки, лозинки, росинки

11. Через дефис пишется сложное существительное.

A) (контр) атака. B) (лесо) тундра. C) (радио) сигнал. D) (кардио)грамма. E) (штабс) капитан.

12. Буква Ч пропущена в слове

A) гон…ик. B) обман…ик. C) разнос…ик. D) болель…ик. E) стропиль…ик

13. В словах европе…ц, пальт…цо, нян…чка, лестн…чка пропущены буквы

A) Е, Е, Е, е. B) Е, Е, Е, и. C) Е, и, Е, и. D) Е, Е, и, и. E) и, Е, Е, и.

14. суффикс –ИЧК- есть слове

A) нян…чка. B) врем…чко. C) пугов…чка. D) крыш…чка. E) книж…чка.

V. Этап информации о домашнем задании

§ 37-38, упр. 319, 324.

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опираясь на схемы, допишите окончания существительных

-Е — сущ. муж. и сред. рода

-ИЩ

-А — сущ. жен. рода

— УШК, — ЮШК, — А — сущ. муж. и жен. рода одушевл.

-ЫШК, — ИШК — О — сущ. муж. рода неодуш. и сред. рода

одуш. сущ. муж. рода

или общего рода — А

после суффикса – Л

сущ. сред. рода — О

Болотищ…, бородищ…, верзил…, воротил…, соседушк…, соловушк.., парнишк…, точил…, кулачищ…, грязищ…, запевал…, человечишк…, письмишк…, зубил…, домищ…, шалунишк….

1 вариант

1

Абрикос

2

яблоко

3

договор

4

мандарин

5

полотенце

6

басня

7

помидор

8

кочерга

9

блюдце

10

сапог

2 вариант

1

Рельс

2

Сабля

3

Северянин

4

Грамм

5

Солдат

6

Татарин

7

Минчанин

8

Таджик

9

Носок

10

Сын

3 вариант

1

Друг

2

Курица

3

Килограмм

4

Дворянин

5

Ущелье

6

Платье

7

Лист

8

Князь

9

Муж

10

Полено

3. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму:

1 вариант: а) только множественного числа; 2 вариант: б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

Схема «-Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) — Е – в остальных случаях.

Обозначьте окончания существительных и укажите номер приведенного выше правила — алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

1 вариант

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A) Осло. B) синева. C) любовь. D) железо. E) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A) башкир, носок, партизан, помидор. B) башкир, носков, партизан, помидоров.

C) башкир, носок, партизанов, помидоров. D) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A) Валя, Ваня. B) юноша, дядя. C) полесье, звено. D) судьба, родина. E) высота, слепота.

4. Несклоняемым является существительное

A) грипп. B) добро. C) козни. D) метро. E) щавель.

5. Суффикс ЕК пишется в существительном

A) нож…к. B) лист…к. C) пест…к. D) ключ…к. E) горош…к.

2 вариант

1. Только форму множественного числа имеют существительные

A) горы, леса. B) народы, дети. C) борцы, бойцы. D) камни, цветы. E) шорты, каникулы.

2. Слово общего рода

A) сестра. B) сирота. C) страна. D) папаша. E) дедушка.

3. К несклоняемым относятся имена существительные

A) среднего рода с окончанием Я. B) среднего рода с окончаниями О, Е.

C) мужского и женского рода с окончаниями А, Я. D) мужского и женского рода с нулевым окончанием. E) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

4. Буква Ч пропущена в слове

A) гон…ик. B) обман…ик. C) разнос…ик. D) болель…ик. E) стропиль…ик

5. суффикс –ИЧК- есть слове

A) нян…чка. B) врем…чко. C) пугов…чка. D) крыш…чка. E) книж…чка.

I

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ______________________________

Виды деятельности

5

4

3

2

1

Критерии оценивания

1

Словарно-орфографический диктант

27-30 слов– «5»

20-26 слов – «4»

15-20 слов – «3»

14 слов – «2»

2

Групповая работа

+ — ±

Я предлагал идеи

Я промолчал

Я читал правило и сопоставлял

Я был активным

Я придумал вопрос

Я составлял кластер

3

Работа в паре

  1. Если вы определили род у всех существительных, правильно поставь + над каждым словом. Посчитай плюсы.

  2. Если вы правильно определили слова общего рода, поставьте + над каждым словом. Посчитай плюсы.

  3. Если все слова правильно соотнесены, поставь + над каждым словом. Посчитай плюсы.

Если ответ был не верным, поставь —

4

Работа по вариантам

Если ответ был верным, поставь +

Если ответ был не верным, поставь —

Посчитай плюсы и минусы.

5 слов – «5»

4 слова – «4»

3 слова – «3»

2 слова – «2»

5

Индивидуальная работа

10 слов– «5»

8-9 слов – «4»

5-7 слов – «3»

4 слова – «2»

6

Тестирование

5 слов – «5»

4 слова – «4»

3 слова – «3»

2 слова – «2»

7

Итого. Оценка за урок.

25 -30 баллов «5»

18 -24 баллов «4»

10 -17 баллов «3»

Употребите имена существительные в родительном падеже множествен­ного числа, запишите, вставляя пропущенные буквы.
 
Абр..кос, яблоко, дог..вор, м..ндарин, п..лотенце, басня, пом..дор, к..черга, блю..це, с..пог, рельс, грамм, к..лограмм, сабля, с..верянин, дв..рянин, минчан..н, т..тарин, таджик, с..лдат, сын, друг, кур..ца, князь, муж, полено, ущел..е, плат..е, лист.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Adblock
detector