Административно правовой договор как источник административного права

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. известно, что по своему содержанию административно-правовая норма

В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы надлежащего поведения органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдения обязанностей. Следовательно, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности.

Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции Украины, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, других нормативных актах государственных органов, решениях местных советов. К источникам административного права относятся не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т. п., регулирующие управленческую деятельность.

Таким образом, источник административного права — это акт правотворчества органов государственной власти, органов исполнительной власти, который состоит из административно-правовых норм или даже одного правила поведения, регулирующего исполнительно-распорядительную деятельность. Если акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он будет источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовым содержанием.

Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, которые его составляют, их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Источник может быть общего и локального действия, обязательным к исполнению всеми органами управления и объектами, независимо от подчинения, или лишь только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, который издал акт. К системе источников административного права относятся нормативные акты, действующие в пределах Украины, а также такие, который регулируют работу украинских учреждений за границей. Могут существовать источники, действующие в пределах области, города, района и т. п.

Специфика источников административного права определяется также их соподчинением, которое в свою очередь отображает действие принципа централизма. Составной частью последнего является положение об обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих. Соподчинение источников выражается в следующем: а) все они основываются на нормах Конституции и законах Украины, имеющих высшую юридическую силу; б) источники — нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, которые принимаются низшими органами исполнительной власти; в) источники — нормативные акты вышестоящих органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов; г) источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общего характера.

Учитывая разнообразие источников административного права, их целесообразно разделить на такие виды.

1. Конституция Украины (Основный Закон).

2. Законодательные акты Украины:

законы Украины (например, Закон от 23 марта 1996 г. «Об образовании» и др.);

кодексы, положения, уставы и иные кодифицированные акты управленческого характера (например, КоАП и др.).

3. Постановления Верховной Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характе-pa (например, утвержденное постановлением Верховной Рады Украины Положение о паспорте гражданина Украины).

4. Указы и распоряжения Президента Украины (например, утвержденное Указом Президента Украины Положение о Министерстве юстиции Украины).

5. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины: нормативные постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

положения, уставы, правила, инструкции, иные акты, утвержденные Кабинетом Министров Украины (например, Положение о порядке легализации объединений граждан);

нормативные приказы министров, руководителей иных центральных органов исполнительной власти.

6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций.

7. Нормативные акты местных советов, их исполнительных органов (например, решения, устанавливающие правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность).

8. Распоряжения местных государственных администраций (их председателей).

9. Межправительственные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством.

10. Акты Конституционного Суда Украины (например, решение о соответствии Конституции Украины постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях»).

Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, которые регулируют административную ответственность. Это — КоАП, законодательные акты Украины. Эти акты направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

В системе источников административного права ведущую роль играет Конституция Украины, которая является Основным Законом Украинского государства. В Конституции Украины определяются система органов исполнительной власти, их полномочия, организация деятельности, внешние формы правовых актов. Конституционные положения устанавливают административно-правовой статус граждан, закрепляют участие объединений граждан и трудовых коллективов в управлении государственными и общественными делами, обязанности и ответственность должностных лиц, важнейшие способы укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Тем не менее роль Конституции Украины как первостепенного источника административного права не может быть сведена лишь к прямому регулированию основных вопросов управленческой деятельности. Некоторые конституционные нормы предусматривают необходимость издания отдельных законов — источников административного права. Кроме того, многие положения конкретизируются в действующем законодательстве — различных законодательных актах, актах Президента Украины, нормативных постановлениях Кабинета Министров Украины, нормативных приказах министерств и иных актах управленческого характера.

Следовательно, значение Конституции Украины как ведущего источника административного права состоит в том, что она служит базой для появления иных источников административного права, закрепляет основные принципы осуществления исполнительной власти, права, свободы, обязанности граждан, их объединений, устанавливает статус органов, осуществляющих управленческие функции.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признакиадминистративного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критериюсреди административных договоров выделяют: договор о компетенции(разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойствможно назвать правоустановительные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектовбывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленностиадминистративные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектовдоговоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа субъектовсуществуют двусторонние и многосторонние договоры.

В юридической
литературе под источником административного
права понимают внешнюю форму выражения
его норм. Известно, что по своему
содержанию административно-правовая
норма отличается от норм иных отраслей
права тем, что регулирует отношения
управленческого характера. Нормами
административного права определяются
границы надлежащего поведения органов
исполнительной власти, их служащих,
граждан, а также общественных организаций
(их органов) в сфере исполнительно-распорядительной
деятельности государства. С помощью
административно-правовых норм органы
управления, государственные служащие,
граждане, общественные организации
наделяются определенными полномочиями.
В этих нормах устанавливаются также
гарантии реализации прав и соблюдения
обязанностей. Следовательно, благодаря
действию административно-правовых
норм создается определенный правовой
режим управленческой деятельности.

Административно-правовые
нормы содержатся непосредственно в
Конституции Украины, законодательных
актах, нормативных приказах, постановлениях
правительства, других нормативных
актах государственных органов, решениях
местных советов. К источникам
административного права относятся не
только сами нормативные акты
государственных органов, но и утвержденные
этими актами кодексы, уставы, правила
и т. п., регулирующие управленческую
деятельность.

Таким образом,
источник административного права — это
акт правотворчества органов государственной
власти, органов исполнительной власти,
который состоит из административно-правовых
норм или даже одного правила поведения,
регулирующего исполнительно-распорядительную
деятельность. Если акт охватывает
наряду с нормами административного
права нормы других отраслей права
(финансового, гражданского и др.), то
для административного права он будет
источником лишь в части, которая как
бы наполнена административно-правовым
содержанием.

Каждый источник
административного права отличается
от других своими особенностями,
обусловленными целевой направленностью
и содержанием норм, которые его
составляют, их юридической силой,
масштабом функционирования (действия).
Источник может быть общего и локального
действия, обязательным к исполнению
всеми органами управления и объектами,
независимо от подчинения, или лишь
только предприятиями, учреждениями,
должностными лицами, подведомственными
органу, который издал акт. К системе
источников административного права
относятся нормативные акты, действующие
в пределах Украины, а также такие,
который регулируют работу украинских
учреждений за границей. Могут существовать
источники, действующие в пределах
области, города, района и т. п.

Специфика источников
административного права определяется
также их соподчинением, которое в свою
очередь отображает действие принципа
централизма. Составной частью последнего
является положение об обязательности
решений вышестоящих органов для
нижестоящих. Соподчинение источников
выражается в следующем: а) все они
основываются на нормах Конституции и
законах Украины, имеющих высшую
юридическую силу; б) источники —
нормативные акты органов исполнительной
власти всех звеньев служат юридической
базой для источников — нормативных
актов, которые принимаются низшими
органами исполнительной власти; в)
источники — нормативные акты вышестоящих
органов исполнительной власти
характеризуются большим масштабом
действия, чем аналогичные акты низших
органов; г) источники — нормативные акты
отраслевого (ведомственного) характера
базируются на источниках общего
характера.

Учитывая
разнообразие источников административного
права, их целесообразно разделить на
такие виды.

1.
Конституция Украины (Основный Закон).

2.
Законодательные акты Украины:

законы
Украины (например, Закон от 23 марта 1996
г. «Об образовании» и др.);

кодексы,
положения, уставы и иные кодифицированные
акты управленческого характера
(например, КоАП и др.).

3.
Постановления Верховной Рады Украины,
содержащие административно-правовые
нормы организационно-правового
характе-pa (например, утвержденное
постановлением Верховной Рады Украины
Положение о паспорте гражданина
Украины).

4.
Указы и распоряжения Президента Украины
(например, утвержденное Указом Президента
Украины Положение о Министерстве
юстиции Украины).

5.
Нормативные акты органов исполнительной
власти Украины: нормативные постановления
и распоряжения Кабинета Министров
Украины;

положения,
уставы, правила, инструкции, иные акты,
утвержденные Кабинетом Министров
Украины (например, Положение о порядке
легализации объединений граждан);

нормативные
приказы министров, руководителей иных
центральных органов исполнительной
власти.

6.
Нормативные приказы руководителей
государственных предприятий, учреждений
и организаций.

7.
Нормативные акты местных советов, их
исполнительных органов (например,
решения, устанавливающие правила, за
нарушение которых предусмотрена
административная ответственность).

8.
Распоряжения местных государственных
администраций (их председателей).

9.
Межправительственные соглашения
Украины с другими государствами и
международно-правовые акты, ратифицированные
и признанные нашим государством.

10.
Акты Конституционного Суда Украины
(например, решение о соответствии
Конституции Украины постановления
Кабинета Министров «Об утверждении
перечня платных услуг, предоставляемых
в учреждениях здравоохранения и высших
медицинских учебных заведениях»).

Особое место в
системе источников административного
права занимают нормативные акты, которые
регулируют административную
ответственность. Это — КоАП, законодательные
акты Украины. Эти акты направлены на
охрану государственного и общественного
порядка, государственного и коллективного
имущества, прав и свобод граждан,
установленного порядка управления, а
также прав и законных интересов
предприятий, учреждений, организаций.
Их реализация обеспечивает укрепление
законности, предотвращение правонарушений,
воспитание граждан в духе точного и
неуклонного соблюдения Конституции и
законов Украины, уважения к правам,
чести и достоинству других граждан,
добросовестного выполнения своих
обязанностей, ответственности перед
обществом.

В системе источников
административного права ведущую роль
играет Конституция Украины, которая
является Основным Законом Украинского
государства. В Конституции Украины
определяются система органов
исполнительной власти, их полномочия,
организация деятельности, внешние
формы правовых актов. Конституционные
положения устанавливают
административно-правовой статус
граждан, закрепляют участие объединений
граждан и трудовых коллективов в
управлении государственными и
общественными делами, обязанности и
ответственность должностных лиц,
важнейшие способы укрепления законности
и дисциплины в государственном
управлении.

Тем не менее роль
Конституции Украины как первостепенного
источника административного права не
может быть сведена лишь к прямому
регулированию основных вопросов
управленческой деятельности. Некоторые
конституционные нормы предусматривают
необходимость издания отдельных законов
— источников административного права.
Кроме того, многие положения
конкретизируются в действующем
законодательстве — различных
законодательных актах, актах Президента
Украины, нормативных постановлениях
Кабинета Министров Украины, нормативных
приказах министерств и иных актах
управленческого характера.

Следовательно,
значение Конституции Украины как
ведущего источника административного
права состоит в том, что она служит
базой для появления иных источников
административного права, закрепляет
основные принципы осуществления
исполнительной власти, права, свободы,
обязанности граждан, их объединений,
устанавливает статус органов,
осуществляющих управленческие функции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Adblock
detector