Административно правовой договор понятие признаки виды

Административный договор - это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

2. По предметному критерию различают:

• договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

• договоры в сфере управления государственной собственностью;

• договоры, обеспечивающие государственные нужды;

• контракты с государственными служащими, студентами;

• финансовые и налоговые соглашения;

• договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

• различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

• договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования. Это:

1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);

2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;

3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;

4) эквивалентный характер;

5) взаимная ответственность сторон, выражаемая словами: «договор есть закон для сторон» и «заключил договор — исполняй».

Договор является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. Удельный вес и значение договорного регулирования определяются сущностью и содержанием соответствующей отрасли права.

Все договоры отличаются специальными признаками, определяемыми спецификой регулирующей их отрасли. Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение договоров на частноправовые ипублично-правовые. К последним относятся международные, федеративные, конституционные, административные, финансовые, налоговые и другие договоры. Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский.

В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами. А между этими принципиально различными видами правовых связей находят место отношения смешанного типа, в которых в той или иной пропорции сочетаются власть и равноправие. Например, гражданско-правовой договор перевозки пассажиров связан с правом одной стороны в административном порядке налагать штрафы на другую сторону за нарушение правил пользования транспортными средствами (см. ст. 205—209 КоАП РСФСР). Еще больше с властными началами связаны трудовой договор, конкурсная продажа объектов приватизации, договор о платном обучении в государственном вузе.

Административный договор тоже представляет собою вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Так, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г.1 раздел V полностью посвящен поступлению граждан на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ или другим уполномоченным ведомством на срок от 3 до 10 лет.

Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями. Примером может служить п. 6 ст. 15 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», который обязал Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества заключать соглашения, определяющие основные направления, формы и методы сотрудничества по выполнению Государственной программы приватизации.

Административный договор — разновидность публично-правового. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон. Вышеупомянутые общие принципы договорного права действуют по отношению к административным договорам с определенными ограничениями, обусловленными особенностями административно-правового регулирования. Отдельные элементы соглашений могут присутствовать во «всех управленческих отношениях, в том числе и субординационных. Как правило, в таких случаях законодатель говорит о согласовании, содействии, одобрении, взаимодействии, координации действий субъектов административного права. Но это чаще всего частные случаи использования отдельных договорных элементов.

Заключение договора всегда предполагает определенное равноправное сознательно-волевое согласование субъектами административного права своего поведения, административные договоры опосредуют координационные (горизонтальные) управленческие правоотношения. Они представляют собой «особую форму правового олосредствования регулятивных отношений, используемую в тех случаях, когда субъекты управления какими-то отдельными сторонами своей деятельности оказываются юридически равными и возникает необходимость целенаправленной координации их работы»1.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного (финансового) правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения.

Исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью. Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации готовят многие международные договоры, заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, железнодорожного сообщения, борьбе с преступностью и др.), договоры


  1. Методы деятельности органов исполнительной власти. Административное принуждение как вид государственного принуждения: понятие, основания и виды.

Методом
административно-правового регулирования
является совокупность средств и способов
воздействия на управленческие отношения,
на поведение их участников.

Выделяют
следующие виды методов:

– метод
власти-подчинения, согласно которому
один участник административных
правоотношений подчиняется другому, а
другой осуществляет управление первым
и вправе давать ему обязательные для
исполнения указания;

– метод
рекомендации, при котором обязательных
для исполнения указаний не дается, но
предлагается вариант поведения, наиболее
благоприятный в определенной ситуации.
Рекомендации могут быть приняты к
сведению, но не исполнены;

– метод
согласования характерен лишь для
субъектов, не находящихся в подчинении
друг у друга, но при этом они могут быть
неравноправны, например согласование
порядка работы между двумя государственными
органами, должностными лицами, разными
по правовому статусу;

– метод
равенства – в некоторых источниках
называется как подвид метода согласования,
особенностью которого является то, что
данный метод применяется лишь между
равноправными лицами;

– метод
дозволения – юридическое разрешение
совершать в условиях, предусмотренных
правовой нормой, те или иные действия
либо воздержаться от их совершения по
своему усмотрению;

– метод
запрета – возложение прямой юридической
обязанности не совершать те или иные
действия в условиях, предусмотренных
правовой нормой. По характеру организующего
воздействия выделяют: методы
психологического воздействия; методы
идеологического воздействия (призывы,
агитация и т. д.); методы экономического
воздействия (материальное поощрение и
т. д.); методы административного
воздействия (властного принуждения –
приказ.)

По
средствам воздействия выделяют следующие
виды:

– метод
убеждения;

– метод
принуждения;

– метод
стимулирования.

Особенности
административного принуждения и условия
его применения:

– основывается
на нормах административного права;

– применяется
как физическими, так и юридическими
лицами;

– применяется
в сфере общественных отношений,
урегулированных как нормами
административного права, так и нормами
других отраслей права;

– закрепляется
как в законных, так и в подзаконных
нормативных правовых актах;

– применяется
широким кругом уполномоченных субъектов;

– система
мер административного принуждения
отличается разносторонним характером
(широкого спектра действия);

– применяется
чаще всего в административном (внесудебном)
порядке;

– порядок
применения регламентируется
административно-процессуальными
нормами, создающими упрощенную процедуру;

– применяется
как к лицам, совершившим правонарушения,
так и к лицам, не совершившим правонарушения
(меры административного предупреждения);

– законность
применения обеспечивается системой
гарантий;

– применяется
в целях обеспечения правового порядка
и общественной безопасности.

В
качестве метода стимулирования могут
применяться: грамоты, дипломы; ценные
подарки; разнообразные надбавки и
доплаты; льготы; квоты и т. д.

Административное
принуждение – метод государственного
управления, основанный на нормах
административного права, совокупность
средств психического, физического и
иного воздействия, применяемых
уполномоченными субъектами в установленном
процессуальном порядке в целях обеспечения
общественного порядка и общественной
безопасности.

Особенности
административного принуждения:
основывается на нормах административного
права; применяется как физическими, так
и юридическими лицами; применяется в
сфере общественных отношений,
урегулированных как нормами
административного права, так и нормами
других отраслей права; закрепляется
как в законных, так и в подзаконных
нормативных правовых актах; применяется
широким кругом уполномоченных субъектов;
система мер административного принуждения
отличается разносторонним характером
(широкого спектра действия); применяется
чаще всего в административном (внесудебном)
порядке; порядок применения регламентируется
административно-процессуальными
нормами, создающими упрощенную процедуру;
применяется как к лицам, совершившим
правонарушения, так и к лицам, не
совершившим правонарушения (меры
административного предупреждения);
законность применения обеспечивается
системой гарантий; применяется в целях
обеспечения правового порядка и
общественной безопасности.

Виды
государственного принуждения
:
административное принуждение; уголовное
принуждение; гражданско-правовое
принуждение; дисциплинарное принуждение.

Принуждение
можно различать по отраслевому критерию,
т. е. какой отраслью законодательства
установлены принудительные меры.
Соответственно принято различать
принуждение по государственному,
гражданскому, уголовному,
уголовно-процессуальному, грудовому,
административному праву.

Цели
административного принуждения:
предупреждение правонарушений и
наступления иных вредных последствий;
пресечение правонарушений; восстановление
нарушенного состояния; процессуальное
обеспечение; наказание (ответственность)
правонарушителя.

Виды
мер административного принуждения

1. По
характеру и специфике правонарушения:

– меры
психического воздействия;

– меры
физического воздействия;

– меры
материального (имущественного)
воздействия;

– меры
организационного воздействия.

2. По
субъекту применения:

– применяемые
индивидуальными субъектами;

– применяемые
коллективными субъектами.

3. По
нормативным основаниям:

– основанные
на законах;

– основанные
на подзаконных актах.

4. По
порядку применения:

– применяемые
в административном (внесудебном) порядке;

– применяемые
в судебном порядке.

5. По
фактическим основаниям:

– основанные
на правонарушениях;

– основанные
на иных фактах (аномалии с правовым
содержанием).

6. По
сфере воздействия:

– внутриорганизационные
меры;

– внешневластные
меры.

7. По
способу обеспечения общественного
порядка и целевому предназначению:

– меры
административного предупреждения;

– меры
административного пресечения;

– меры
административно-процессуального
обеспечения;

– административные
правовосстановительные меры (меры
защиты);

– меры
административного наказания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Административный договор – регулируемое нормами административного права соглашение двух или более субъектов АП, один из которых обладает государственно-властными полномочиями, влекущее установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей.


[adsp-pro-1]



Признаки административно-правового договора

  • Является разновидностью правового договора
  • Нормативную базу составляют нормы административного права
  • Одной из сторон всегда выступает субъект АП, обладающий государственно властными полномочиями. Противоположная сторона может иметь иной статус, но она обычно является носителем некоторых властно-регулирующих функций (государственные корпорации) или выразителем общественных интересов (публичные объединения)
  • Стороны имеют своеобразные права и обязанности

Структура административно-правового договора

  • Субъект – сторона административно-правового договора
  • Объект – поведение сторон административно-правового договора
  • Содержание – совокупность прав и обязанностей участников административного договора

Виды административно-правовых договоров

  • Договоры между органами государственной власти и лицами, не наделенными властными полномочиями (договоры между органом исполнительной власти и учреждением здравоохранения)
  • Договоры между соподчиненными органами исполнительной власти (договоры о делегировании полномочий)
  • Договоры между органами исполнительной власти, не находящимися в соподчинении (договоры между высшими органами исполнительной власти субъектов)

Отличие административно-правового договора от гражданского договора

[reklama]

Главное отличие административно-правового договора от гражданско-правового заключается в том, что его участники находятся не в равном положении. Орган управления сохраняет властные полномочия, но при этом несет определенные обязанности перед своим контрагентом.

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Adblock
detector