СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Образец административного искового заявления (КАС РФ)

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий должностных лиц, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.

С текстом КАС РФ
Вы можете ознакомиться на сайте суда, в разделе «ПРАВОВАЯ ОСНОВА».

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя.

Так, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование
.

При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании
.

ОБРАЗЕЦ

АДМИНИСТРАТИВНОГО
ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ

В Королёвский городской суд

Московской области

Административный истец:

_____

Наименование или
Ф.И.О.
(полностью). Дата и место рождения. Адрес места жительства или нахождения
(полностью). Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.

Представитель
административного истца:

_________________________________________

Ф.И.О. (полностью). Дата
и место рождения. Почтовый адрес (полностью). Сведения о высшем юридическом
образовании. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты.

Административный
ответчик:

___________________________________

Орган. Место нахождения.
Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

Административный
ответчик:

___________________________________

Должностное лицо. Место
нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса эл. почты, если известны.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Наименование оспариваемого решения (действия
(бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это
действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения
оспариваемого действия (бездействия).

При оспаривании бездействия указываются
сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от
совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в
установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными
или иными публичными полномочиями).

Иные
данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).

Сведения о правах, свободах законных
интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются
оспариваемым решением, действием (бездействием).

Нормативные правовые акты и их положения,
на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия
(бездействия).

Сведения о том, подавалась ли в
вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке
подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом
административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее
подачи, результат ее рассмотрения.

Сведения о невозможности приложения к
административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст.
126 КАС РФ, а именно:

Уведомлений о вручении или иных
документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле,
направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного
искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;

Документов, подтверждающих уплату
государственной пошлины в установленном порядке и размере либо право на
получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о
предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной
пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для
этого;

Документов, подтверждающие
обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;

Доверенности или иных документов,
удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов,
подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если
административное исковое заявление подано представителем;

Документов, содержащих сведения о
жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при
условии, что такая жалоба подавалась.

ПРОШУ:

Требование о признании незаконным решения,
действия (бездействия) органа (должностного лица).

Приложение:

1. Копии административного искового
заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в
случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их
вручение этим лицам).

2. Документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины либо право на получение льготы по ее оплате либо
являющиеся основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины
или уменьшения ее размера.

3. Документы, подтверждающие
обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по
числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной
документ, подтверждающие их вручение этим лицам).

4. Доверенность или иной документ,
удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ,
подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если
административное исковое заявление подано представителем.

5. Документы, содержащие сведения о жалобе
по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом
заявлении,

поданной в порядке подчиненности, и
результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была
рассмотрена.

  • об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  • об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
  • Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Административный иск по кас рф — образец

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. 6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.
7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу. Комментируемой статьей отдельно от положений ст. 45 Кодекса закреплены некоторые права сторон в административном деле, а именно право на изменение основания или предмета административного иска, на отказ от административного иска, на признание административного иска и на заключение сторонами соглашения о примирении.

Как внести исправления в административное исковое заявление?

Как следует из содержания приведенного и оспариваемого в жалобе законоположения, право изменить основание или предмет иска предоставлено только истцу, но не суду. Такое нормативное регулирование вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П и от 26 мая 2011 года N 10-П).

КАС РФ, оно должно отвечать нормам, изложенным в ст. 209 КАС РФ. В нем должны указываться:

  • данные об органах или лицах, принявших оспариваемый акт;
  • регистрационные данные оспариваемого акта;
  • данные о применении оспариваемого акта к истцу;
  • данные о действующих правовых нормах, имеющих большую юридическую значимость, которым противоречит оспариваемый акт;
  • сведения о документах, подтверждающих обоснованность иска, или об обстоятельствах, по которым они не могут быть представлены суду;
  • ходатайства, связанные с необходимостью получения документов, подтверждающих обоснованность исковых требований;
  • требование о признании акта недействительным с отсылкой к действующему нормативному акту, которому он противоречит.

Дополнение исковых требований по кас рф образец

В него включены прокуроры, следователи, судьи и прочие граждане, участие в процессе которых не предусмотрено. Представители предъявляют документы, подтверждающие наличие надлежащего образования, полномочий.

Результаты рассмотрения После изучения претензий и документов, должно быть принято решение по административному исковому заявлению. Основания для него регламентируются в 127-130 статьях Кодекса.

Инфо

Суд может принять иск к своему производству или отказать в этом, оставить его без движения. Принять к рассмотрению документы необходимо в трехдневный срок.

После этого на протяжении 2-х мес. суд изучает иск и приложения к нему. По результатам рассмотрения выносится соответствующее определение.

В случае принятия иска стороны оповещаются о времени, дате и месте проведения заседания. Инстанция вправе привлечь к разбирательству и других лиц, если спор затрагивает их интересы.

Сокращенные сроки направления претензий Выше говорилось о том, что, при оспаривании решений административный иск можно предъявить в течение 2-х мес. с даты получения отказа или неполучения ответа на обращение. Однако для некоторых категорий дел законодательство предусматривает сокращенные сроки.

Например:

  1. Исковое заявление об обжаловании решения представительного муниципального органа о самороспуске, отправке в отставку главы МО направляется в десятидневный срок. Исчисление осуществляется с даты принятия соответствующего постановления.
  2. Заявление об оспаривании решений, бездействий/действий исполнительной структуры региональной, территориальной власти по вопросам, касающимся согласования времени и места проведения собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и пр., предъявляется также в течение 10 дней.

Согласно части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска. Право увеличить или уменьшить размер исковых требований в указанной норме КАС РФ по аналогии с ч.1 ст.39 ГПК РФ не отражено.Отсюда вопрос: вправе ли административный истец при рассмотрении иска о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета увеличить исковые требования, заявив дополнительное требование о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого в связи с истечением 3-х месячного срока приостановления.

При необходимости стороны дают пояснения. Прения В ходе них ссылаться на доказательства, не изученные судом. Вместе с тем законодательство допускает отступление от данного правила. При необходимости судья может вынести определение о возобновлении рассмотрения материалов дела. В прениях последнее слово всегда остается за ответчиком.


После их завершения суд удаляется в специальную комнату, где выносит постановление по существу рассмотренного дела. Отложение разбирательства Предусмотренный в законодательстве порядок рассмотрения административных исков считается весьма эффективным и оперативным способом восстановления нарушенных интересов и прав. Между тем, в некоторых случаях разбирательство может быть отложено. Основаниями для такого решения может быть:

  1. Необходимость в производстве дополнительных процессуальных действий.

К ходатайству должны прилагаться документы, подтверждающие наличие оснований для уменьшения размера пошлины, предоставления отсрочки/рассрочки.

  • Доверенность или другие бумаги, в соответствии с которыми к делу привлекается представитель. Кроме этого, предъявляется документ, удостоверяющий наличие у него высшего юр. образования.
  • Бумаги, подтверждающие соблюдение досудебного (претензионного) порядка или содержащие информацию о жалобе, направленной в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения.
  • Другие документы, приложение которых в соответствии с КАС, является обязательным.
  • Законодательство допускает возможность предоставления бумаг в электронном виде. Особенности представительства Законодательство закрепляет перечень субъектов, которые не могут выступать в качестве доверенных лиц.

Административный иск и административное исковое заявление Содержание административного искового заявления в 2018 году Особенности искового заявления об оспаривании и признании незаконными решений органов или лиц, наделенных публичными полномочиями Особенности содержания административного иска об оспаривании нормативного акта Административный иск и административное исковое заявление Правом на административный иск субъект обладает в следующих случаях:

  • его право нарушено;
  • его право не может быть реализовано в силу незаконно созданных препятствий;
  • на него незаконно возложена обязанность;
  • ему специальной нормой предоставлена возможность защищать публичные интересы или права других лиц.

Приложения Как выше говорилось, образец административного искового заявления содержит перечень документов, подтверждающих обстоятельства, о которых говорится в тексте. В число приложений входят:

  1. Уведомление о вручении либо иной документ, доказывающий получение другими лицами, привлеченными к спору, копий материалов дела.

    Если другим сторонам не были направлены экземпляры претензий и документов, прилагаемых к ним, они предоставляются в суд истцом. Их количество должно соответствовать числу участников.

    При необходимости экземпляры направляются и прокурору.

  2. Квитанция об уплате пошлины, ходатайство о предоставлении рассрочки/отсрочки в ее оплате, уменьшении размера или документ, подтверждающий право на льготу. Сумма отчисления устанавливается законодательством.

В соответствии со ст. 22 КАС РФ подача административного искового заявления осуществляется по месту жительства, месту нахождения административного ответчика в следующем порядке:
1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено КАС РФ.
Статьей 23 КАС РФ предусмотрена исключительная подсудность:
1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
2. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.
3. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.
4. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.
5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.
В то же время, как прямо указано в статье 24 КАС РФ, у административного истца существует право выбора суда, в который подается административный иск в определенных законом случаях (подсудность по выбору административного истца):
1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.
2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.
3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Право выбора между несколькими судами, которым согласно статье 24 КАС РФ подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Статья 25 КАС РФ определяет правила подсудности административных дел с участием иностранных лиц: подсудность административных дел с участием иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным КАС РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.
Встречный административный иск о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления.

Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска в суд общей юрисдикции по любому из шаблонов с аббревиатурой «КАС», например:

(исковое заявление)

Тематика вопросов

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалоб

Административные споры. Консультации юриста

Обращаемся в арбитражный суд. Консультации юриста

Обращаемся в мировой суд. Консультации юриста

Обращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юриста

Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций

Авторское право. Консультации юриста

Административная ответственность. Консультации юриста

Алименты.Консультации юриста

Аренда. Консультации юриста

Банкротство. Консультации Юриста

Взыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юриста

Военная служба. Консультации юриста

Госпошлина. Консультации юриста

Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста

Договор долевого участия. Консультации юриста

Договор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юриста

Досудебное урегулирование спора. Консультации юриста

Жилищные вопросы. Консультации юриста

Займы и кредиты. Консультации юриста

Защита прав потребителей. Консультации юриста

Защита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юриста

Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста

Земельное законодательство. Консультации юриста

Иностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юриста

Законодатель в статье 218 КАС РФ наделяет граждан, организации и иных лиц правом на подачу иска с требованием оспаривания решений при обнаружении факта нарушения их прав следующими субъектами:

  • органами, которые в силу закона наделены публичными правомочиями;
  • должностными лицами;
  • государственными/муниципальными служащими.

Поводом для обращения в суд могут служить:

  • прямое или косвенное нарушение прав;
  • создание препятствий к осуществлению прав;
  • создание препятствий к реализации интересов;
  • возложение не предусмотренных законом обязанностей.

При этом гражданину разрешается воспользоваться не только судебным способом защиты своих интересов. Если имеется такая возможность, разрешить спор можно путем обращения к вышестоящему руководству или употребить иные меры досудебного регулирования.

Более того, если в законодательном акте было установлено требование об обязательном досудебном разрешении вопроса, но истец по каким-то причинам его не исполнил, суд откажет в принятии заявления до выполнения данного требования в полном объеме. Если гражданин попробовал обойтись без суда и направил будущему ответчику бумаги, их копии необходимо приложить к иску, а оригиналы представить в судебном заседании.

В защиту интересов некоторых групп граждан (например, недееспособных или социально незащищенных) вправе обратиться в суд:

  • прокурор;
  • уполномоченный по правам человека (или ребенка, предпринимателя);
  • иные органы и должностные лица, которые наделены законодателем полномочиями по представлению интересов граждан.

В случае если заявление подает орган, в компетенцию которого данное полномочие не входит, суд иск не принимает.

Срок обращения административного истца в суд

Гражданин может подать иск в суд не позже 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о том, что принятое решение нарушает его права. При этом законодатель предусмотрел и исключения. Так, срок сокращается до 10 дней, если:

  • речь идет о судебных приставах;
  • законные интересы были нарушены органом, отвечающим за дачу разрешения на осуществление публичных мероприятий;
  • дело касается отправки в отставку главы муниципалитета.

Если по каким-то причинам срок для обращения в судебные органы был пропущен, судья отказывает в принятии заявления к производству. Однако при наличии уважительных причин истец вправе заявить ходатайство о восстановлении срока. К уважительным причинам в этом случае законодатель относит, например, затягивание рассмотрения жалобы, которая была подана вышестоящему начальнику на действия его подчиненного.

Образец административного искового заявления об оспаривании решений

В Ленинский районный суд Ульяновска

Истец: Новиковская Гузель Романовна

Адрес регистрации: Ульяновск, ул. Гагарина, 2-36

Ответчик: отделение Пенсионного фонда РФ

по Ленинскому району Ульяновска

Административное исковое заявление

26.03.2017 я обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска с целью получения консультации для сбора документов о назначении мне пенсионных выплат. После того как на мои вопросы ответили, мне назначили дату следующей консультации, на которую я должна была прийти с документами. При этом сотрудница ПФ РФ пояснила, что пенсия мне точно будет назначена, так как с бумагами никаких проблем нет.

04.04.2017 я пришла в Пенсионный фонд, но уже к другому сотруднику, у меня взяли документы, я написала заявление и ушла. Сказали, что решение комиссии пришлют по почте. Его прислали 11.04.2017, однако в нем было сказано, что пенсия мне не полагается, так как стаж в роддоме не засчитывается в связи с тем, что законодатель не определяет такую организационную форму, как Объединение «Роддом № 1», в качестве места работы, стаж в котором учитывается при начислении досрочной пенсии.

Я написала жалобу вышестоящему руководству. Мне был дан ответ, в котором так же сказано, что мне пенсия досрочная не полагается, так как нет стажа.

Считаю, что мои права были нарушены. На основании вышеизложенного

ПРОШУ:

Отменить решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р.

Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:

  1. Исковое заявление в 1 экз. на 2 л.
  2. Решение отделения Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Ульяновска от 05.04.2017 № 856-р на 3 л. в 2 экз.
  3. Квитанция об уплате госпошлины на 1 л. в 1 экз.
  4. Жалоба вышестоящему руководителю на 2 л. в 1 экз.

Дата: 18.04.2017

Подпись: /подпись/

О чем еще стоит знать?

  1. Суд в качестве одной из обеспечительных мер вправе полностью или частично приостановить действие оспариваемого в иске решения, причем об этом в обязательном порядке должны быть извещены стороны. Делается это для того, чтобы действие акта не принесло еще больший вред заявителю, или просто до выяснения всех обстоятельств дела, если у судьи имеются сомнения в правомочности принятого решения.
  2. Если от решения, принятого органом, пострадали несколько граждан и ими были поданы иски в один и тот же суд, судья вправе объединить их в одно дело и рассмотреть требования всех заявителей в едином заседании.
  3. В своем решении по делу судья должен аргументированно объяснить, почему он отменяет решение органа или оставляет его без изменений. При этом непосредственно после заседания будет готова только резолютивная часть акта, в которой указывается вердикт судьи. В полном объеме решение изготавливается позже, причем стороны об этом должны быть извещены заранее. И только после того как стороны получат на руки полную версию судебного акта, они вправе его обжаловать в вышестоящей инстанции.
  4. Если в ходе судебного разбирательства оспариваемый акт был отменен или изменен в части, которой он нарушал права заявителя, суд выносит постановление о прекращении дела.
  5. В случаях, когда стороны подают жалобу на принятое решение, суд апелляционной инстанции проверяет дело в полном объеме (ст. 308 КАС РФ). Это значит, что вне зависимости от того, какие доводы приводит заявитель жалобы, при обнаружении существенных нарушений решение суда первой инстанции будет отменено либо изменено даже в том случае, когда податель жалобы об этом не указывал.

Таким образом, административный иск, предметом которого является оспаривание принятого уполномоченным органом или должностным лицом решения, может подать лицо, которое узнало о том, что его права были нарушены. Если имеется возможность досудебного урегулирования вопроса, гражданам рекомендуется воспользоваться данным вариантом и заявлять иск только при отсутствии положительных результатов (в этом случае к поданному иску прилагаются бумаги, которые направлялись для разрешения спора).