Аутизм как оформить инвалидность ребенку

Здравствуйте, уважаемые наши читатели! к сожалению, сегодня все больше детей рождается с отклонениями здоровья. и нередко такие отклонения заставляют их

Инвалидность при аутизме у детей в 2021 году: группа, оформление

Здравствуйте, уважаемые наши читатели! К сожалению, сегодня все больше детей рождается с отклонениями здоровья. И нередко такие отклонения заставляют их родителей оформлять инвалидность. Данный материал посвятим вопросу получения ребенком инвалидности при аутизме. Узнаем, при каких обстоятельствах ее можно получить и какие именно документы нужно будет собрать.

Является ли аутизм инвалидностью: что говорит закон?

инвалидность при аутизме

Законодательством нашей страны рассматривается много вопросов, касающихся инвалидности. Аутизм, согласно нормам законодательства, является заболеванием, при котором можно получить инвалидность. Под инвалидностью стоит понимать нарушения у человека (либо у ребенка) физического или психического здоровья. Проблемы когнитивного плана тоже сегодня позволяют получить инвалидность. Но для этого медкомиссия должна убедиться в невозможности человека:

  • обслуживать себя самостоятельно;
  • контролировать поведение;
  • обучаться;
  • зарабатывать средства на жизнь.

Важно! Если человек страдает от аутизма, статус инвалида далеко не всегда присваивается при этом заболевании.

Есть ли смысл в оформлении инвалидности?

Если семья, в которой растет проблемный ребенок, не испытывает финансовых трудностей, то государственная помощь в виде денежных выплат и льгот ей может и не понадобиться. Но если же финансовые проблемы имеют место быть, отказываться от оформления инвалидности не стоит.

Отдельного внимания заслуживает вопрос реабилитации. Не каждый ребенок-аутист нуждается в опеке. Родителей в первую очередь должно интересовать не оформление инвалидности, а занятие вопросом реабилитации и ранней диагностики наметившихся отклонений.

С иной стороны, вопрос инвалидности тоже откладывать не стоит, так как финансовая помощь поможет пройти не один полный санаторный курс лечения. Кроме того, ухаживающий за ребенком-инвалидом родитель сможет получать ежемесячную финпомощь.

Загрузка ... Загрузка …

К сведению! Статус ребенка-инвалида не подразумевает в обязательном порядке посещения особого детсада либо спецшколы. По мере улучшения состояния малыша, он может пройти медкомиссию и даже лишиться имевшейся ранее инвалидности.

Какую сумму платят при условии оформления инвалидности по аутизму?

оплата за инвалидность

Законодательство нашей страны установило, что родители (либо опекуны) ребенка-инвалида могут получать 10 000 рублей.

Какие преимущества дает оформление статуса «ребенок-инвалид»?

Родители, столкнувшись с отклонениями аутистического характера у своего ребенка, иногда отказываются оформлять инвалидность, беспокоясь, что клеймо аутиста ляжет на всю оставшуюся жизнь их чада. Эксперты спешат развенчать этот миф, утверждая, что выданный документ никто не будет видеть. При этом он дает право на получение неплохой денежной помощи. Эти средства пригодятся для профессионального лечения малыша. Кроме того, после достижения ребенком своего совершеннолетия название диагноза будет изменено.

Если инвалидность относится к аутизму, то кроме получения денежной дотации, она позволит ребенку от государства получать ряд существенных льгот. Малыш сможет:

  • попасть в дошкольное учреждение вне очереди;
  • ходить в сад на бесплатной основе;
  • посещать сад с логопедическим направлением;
  • получать бесплатно лекарства и иметь возможность курортного бесплатного лечения;
  • получать в учебном заведении книги бесплатно;
  • учиться в домашних условиях;
  • бесплатно обучаться профессии;
  • посещать врача вне очереди;
  • получать определенные документы бесплатно;
  • иметь скидку в 50% при оплате услуг ЖКХ;
  • бесплатно пользоваться транспортом общественного типа;
  • иметь 50% скидку на сезонный проезд на всех видах транспорта;
  • обслуживаться в поликлинике вне очереди;
  • получать помощь от работников соцслужб в вопросах социальной либо психологической реабилитации.

отпуск маме аутиста

Мать тоже получает ряд привилегий. Работодатель обязан будет дать ей отпуск в летнее время. Кроме того, он не сможет уволить маму проблемного ребенка без ее согласия. Но такие привилегии будут действительными при условии, что мама отнесет на работу официальную справку об инвалидности своего чада. Еще родительница сможет получать четыре дополнительных дня отпуска в месяц для ухода за ребенком с отклонениями и получать скидку в 50% за оплату интернет-услуг (но такую скидку дают только некоторые интернет-провайдеры).

К сведению! Выше были перечислены не все льготы и финвыплаты, которые полагаются матерям и детям при инвалидности, полученной по причине аутизма. Подробный перечень льгот нужно уточнять родителям проблемного ребенка в органах соцзащиты по месту своего проживания.

Инвалидность для малолетних лиц с аутизмом в России теперь дают на 5-летний период Согласно Постановлению правительства РФ №339 за 2018 год детям, у которых при первичной диагностике был выявлен аутистический спектр отклонений, присваивается инвалидная группа на 5 лет. Она может продлеваться до 18-летнего возраста.

Какая группа инвалидности присваивается при аутизме детям?

В приказе Минтруда № 1024н за 2015 год четко определены критерии, по которым устанавливается группа инвалидности. Там сказано, что ориентируется группа инвалидности на степень выраженности стойких отклонений работы организма в пределах от 40 до 100%, связанных с болезнями, травмами и дефектами, ограничивающими трудоспособность человека.

Существует 4 степени отсталости ума, точно определив которую, ребенку будет установлен диагноз и выдана инвалидность:

  • глубокая (IV) – полное отсутствие ума (идиотия);
  • тяжелая (III) — IQ 20—34% (тяжелая умственная субнормальность);
  • умеренная (II) — IQ 35 – 49% (имбецильность);
  • легкая (I) — IQ 50 – 69% (дебильность).

Критерием для присвоения 1 группы инвалидности должна наблюдаться стойкость отклонений ума в пределах 90 – 100%.

Критерием для присвоения 2 группы инвалидности является степень умственных нарушений в пределах 70 – 80%.

Критерием для присвоения 3 группы инвалидности становится стойкость умственных отклонений в пределах 40 – 60%.

Ребенку статус «инвалида» назначается тогда, когда фиксируется II, III или IV степень ярко выраженной стойкости отклонений в умственных способностях.

Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом?

обращение к врачу с аутистом-ребенком

Присвоение инвалидности, несмотря на диагноз, выполняется по строгим правилам, разработанным на государственном уровне. Выглядит этот сложный многоэтапный процесс так:

  1. Больной ребенок вместе с родителем обращается в местную поликлинику к педиатру за установлением диагноза. В случаях, когда в медучреждении профильного специалиста не оказывается, выдается направление в областное медучреждение.

Внимание! Направление на комиссию МСЭ с диагнозом аутизм выдает психолог.

  1. Лечащий врач назначает ребенку прохождение МСЭ. Несовершеннолетнему гражданину нужно будет посетить многих врачей. Кроме того, малышу придется пройти некоторые инструментальные и лабораторные исследования. Экспертиза проводится в одно время с инструментальными и лабораторными исследованиями. Поэтому все обследования нужно пройти вовремя.
  2. С полученными результатами обследований необходимо явиться к лечащему врачу. По полученным показателям он готовит медицинскую документацию для посещения комиссии МСЭ.
  3. С полученной документацией в намеченное время родителю с ребенком следует явиться на комиссию.
  4. Врачебная комиссия предоставляет документ о присвоении ребенку инвалидности и прикладывает к нему план реабилитации.
  5. С выданными документами следует пойти в Пенсионный фонд, где будет предоставлено официальное пенсионное удостоверение. В отделе соцзащиты оформляются все пособия, в учреждении соцстраха оформляется ИПР.

К сведению! Телефоны перечисленных учреждений следует взять у врачебной комиссии.

Документы, требуемые для установления инвалидности

сбор документов для инвалидности по аутизму

В перечень бумаг, которые затребует медкомиссия для присвоения инвалидной группы по аутизму, входит:

  1. Заявление, написанное родителем/законным опекуном о желании проведения медэкспертизы.
  2. Документ, подтверждающий рождение ребенка (если ребенку больше 14 лет, он должен будет предоставить паспорт).
  3. Направление (форма 088/у-06) от врача психолога.
  4. Медицинские документы, подтверждающие наличие у ребенка проблемы со здоровьем.
  5. Характеристика на ребенка, если им посещается детский сад или школа. В случаях, когда ребенок находится под домашним присмотром родителей/опекунов, характеристика не нужна.

Здесь вы можете скачать образец заявления на прохождение медико-социальной экспертизы в формате ворд

Как продлить срок инвалидности?

Для этой цели потребуется повторное переосвидетельствование. Оно выполняется по выше описанной схеме. К документам дополнительно прикладывается решение предшествующей комиссии (розовая справка).

Как квалифицируется инвалидность при аутизме в совершеннолетнем возрасте?

По достижении 18 лет меняется формулировка диагноза «аутизм». С давних времен повелось, что предыдущий термин заменяли на «расстройство личности», «умственная отсталость» или «шизофрения». Такой факт присутствовал до 2015 года, пока не был установлен официальный код заболевания.

взрослый даун

Сегодня заболевание уже получило код, и взят он из Международной классификации болезней. В детском возрасте аутизм числится под кодом F84.0, для взрослых применяется код F84.1 (атипичный аутизм), обозначающий общее нарушение развития.

К сожалению, в России не все психиатры смотрят на мировые стандарты. Поэтому смена терминологии по достижению ребенком совершеннолетия нередко нуждается в комментариях родителей больного ребенка. Законным представителям желательно знать применяемый для взрослых аутистов код заболевания согласно международной классификации.

Вопросы и ответы

Вопрос первый: Дают ли инвалидность по аутизму сразу, как только врач установил наличие заболевания?

Ответ: Инвалидность по аутизму может быть присвоена только в том случае, если ребенок прошел определенное лечение под наблюдением врача, но ничего ему не помогло. В таком случае врач убеждается в том, что стойкость нарушений в функциональном развитии организма очень выражена и не поддается простой классической коррекции.

Больной должен пройти лечение, в процессе которого врач устанавливает степень его умственной отсталости в процентном отношении. В противном случае будет невозможно определить группу инвалидности.

Если диагноз аутизм определен без наблюдений и лечения, то комиссия МСЭ в присвоении инвалидности откажет, так как «диагноз определен только что» и невозможно говорить о стойкости болезни.

Вопрос второй: Какие отклонения в развитии ребенка при аутизме должны стать причиной для присвоения инвалидности?

Ответ: При наличии аутизма детям не всегда присваивают инвалидную степень. Комиссия МСЭ дает согласие на присвоение статуса инвалида, если обнаруживает у ребенка невозможность:

  • самостоятельного обслуживания;
  • жить в рамках привычного социума;
  • контролировать свое поведение;
  • познавать мир и науки;
  • получать практические навыки;
  • трудиться.

Вопрос третий: Какие мероприятия и лечение применяются для коррекции нарушений работы организма при аутизме у детей?

Ответ: В начальный период после обнаружения заболевания врачи рекомендуют:

  1. Развивать речь у логопеда.
  2. Контролировать соблюдение режима дня.
  3. Приучать ребенка к работе с картинками.
  4. Давать малышу медикаменты, направленные на снятие агрессии и активности.
  5. Регулярно приобщать к физнагрузкам (они способствуют снятию стресса и укрепляют иммунитет).
  6. Обучать проблемного малыша бытовым навыкам, просить его постоянно повторять заученные действия.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с тем, как оформить инвалидность ребенку:

Инвалидность с нашим диагнозом оформляется
только по психиатрии. Вам уже поставлен F84.11?
Была ли у вас госпитализация в детское
психиатричекое отделение?
Мы оформляли так: пришли к психиатру, встали
на учет в психдиспансер, психиатр сказала,
что для постановки диагноза нужно
наблюдаться в детском отделении
психбольницы. (У нас в Самаре это в режиме
дневного стационара). Андрей прошел там
курс лечения, поставили диагноз. Дальше
участковый психиатр дала нам посыльный
лист, и мы пошли его заполнять в детскую
поликлинику по месту жительства. Там должны
быть записи врачей: невролога, окулиста,
хирурга, лора, педиатра. Должны быть сданы
общий анализ крови и мочи, сделана реакция
Манту. Обязательно посетите медико
медагогическую комиссию, если дадут
направление в д/сад для детей с УО, не
отказывайтесь! Там с ребенком будут
заниматься и к школе он у вас должен
подтянуться! Мысленно плюньте в лицо тому
врачу, который сказал, что ваш ребенок в
школе учиться не будет (читала ваш пост в
соседней ветке) — как можно делать такие
прогнозы, когда ребенку всего 3 года? За 4
года очень многое может измениться. После
того, как посыльный лист заполнен и
заключение ПМПК будет у вас на руках, несете
все к участковому психиатру. Она направит
эти документы на МСЭ, вам назначат дату
освидетельствования.
Очень важный момент — направить документы
на МСЭ участковый психиатр может не раньше,
через полгода от даты постановки вас на
учет в психоневрологический диспансер.
В общем, идите к психиатру и задавайте
вопрос — «хочу оформить инвалидность, что
для этого нужно сделать?» — она вам все
расскажет. Потому что я рассказала, как
оформляется инвалидность у нас в Самаре, а в
других городах могут быть другие порядки.
Удачи вам!

Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом

В ее состав входит: Что касается свидетельства о рождении либо паспорта, то в обязательном порядке должна быть и копия. Для проведения экспертизы иностранцам, помимо этих документов, необходимо предъявить документ, подтверждающий их статус на территории РФ (речь идет о справки вынужденного переселенца, вида на жительство, разрешения на временное проживание и так далее). Как правило инициатором направления на комиссию выступает непосредственно сам лечащий врач, но встречаются случаи, когда родители сами решают подобный вопрос.

Именно он сможет проконсультировать родителей и выступить инициатором.

Однако, если ребенок состоит на учете в каком либо отделении, то изначально следует обращаться по этому поводу туда.

К примеру, ребенок состоит на учете у хирурга, следовательно, в первую очередь необходимо обращаться к нему. Он выпишет направление, и расскажет о дальнейших действиях.

Последние изменения в программе #171;Материнский капитал#187; можно узнать из данной статьи.

Порядок оформления инвалидности ребенку

Стоит учитывать, что это зависит от тех параметров, которые отличают его от здоровых детей. В том случае, если заболевание является общетерапевтического значения (проблемы со зрением, слухом), то следует целенаправленно идти в поликлинику.

В случае с психическими заболеваниями (генетическими), – начинать процедуру оформления инвалидности следует с психоневрологического диспансера, где ребенок обязательно должен стоять на учете. Следует у лечащего врача получить направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭК). Для каждого заболевания, направление выписывает определенный врач.

При выдаче направления лечащий врач в обязательном порядке говорит о необходимости прохождения определенных врачей с параллельной сдачей анализов (он также выписывает подобное направление).

В большинстве случаев понадобится пройти стандартный перечень врачей и сдать общие анализы крови и мочи. При наличии направления на руках следует немедленно приступать к обходу врачей и сдачи анализов.

Дают ли инвалидность при аутизме

Время чтения: ~4 минуты Наталья Иванова 1986 Аутизм или РАС (расстройство аутистического спектра) – это тяжёлое заболевание, связанное с нарушением психики.

При нём больной теряет способность нормально общаться и социально взаимодействовать. По закону инвалидом считается человек с ограничением жизнедеятельности, который не способен передвигаться самостоятельно, обслуживать себя, ориентироваться в пространстве, контролировать свои эмоции и поведение, общаться, работать.

Существуют виды аутизма, которые, действительно, требуют постоянной помощи. Однако не всем больным необходимо присваивать инвалидность. Многие аутисты адаптированы к жизни, могут обучаться и работать.

Поведение аутистов характеризуется многократными повторениями каких-либо движений, к примеру, подпрыгивание, потряхивание руками. Нередко больные проявляют агрессию, кричат и нервничают.

Некоторые пациенты не говорят, у других отмечаются отклонения во внимании, моторике или восприятии. Их интеллектуальное развитие бывает абсолютно разным: от сильной умственной отсталости до одарённости в некоторых областях. Некоторые больные с диагностированным высокофункциональным аутизмом имеют коэффициент интеллекта выше 70.

Однако такие люди сильно подвержены тревожности.

Об аутистах с данным диагнозом говорят, что их круг интересов весьма широк.

Ещё 15 лет назад заболеваемость РАС не считалась распространённой патологией, которая встречалась примерно у 10–20 из 10 тыс.

детей. Однако в настоящее время в США встречается один больной на каждые 88 человек. При этом не следует забывать, что атипичный аутизм длительное время никак не проявляется.

Учёные считают, что тенденция к такому росту заболеваемости сохранится.

Большинство аутичных детей (80% или даже более) признаны инвалидами Некоторые исследователей относят патологию к шизофрении или врождённым нарушениям работоспособности мозга.

Аутизм – это расстройство в развитии, которое сохраняется на всю жизнь.

Однако ранняя диагностика поможет родственникам приложить все необходимые усилия, чтобы адаптировать больного к общественной жизни. Можно научить его справляться со страхами и контролировать эмоции. Следует проводить такие мероприятия:

  • Лечение у логопеда. Он поможет развить речевые навыки.
  • Соблюдение строгого режима дня, который нельзя нарушать.
  • Использование специальных карточек с картинками, которые в итоге будут применяться в качестве общения.
  • Лечение медикаментами. Оно потребуется при приступах агрессии, возбудимости.
  • Умеренные физические нагрузки. Их надо проводить регулярно, поскольку они помогают снять стрессы и укрепить физическое здоровье аутиста.
  • Привитие больному навыков жизни. Для этого следует постоянно повторять действия, которые ребёнок уже научился делать.

Важно знать, что для аутистов строго запрещено менять резко обстановку.

Главное для родителей не паниковать при оглашении диагноза и не замыкаться в себе. В качестве терапии медики рекомендуют ещё на начальном этапе болезни заняться корректировкой всех нарушений, выявленных у ребёнка.

Для них это будет большим стрессом. То же самое касается и их привычек. Детский аутизм предполагает частый контакт с ребёнком. Его надо чаще ласкать, обнимать, говорить приятные слова, больше с ним играть. Некоторые родители считают, что не следует оформлять инвалидность их маленькому чаду, поскольку это означает поставить клеймо ребёнку на всю жизнь.

Однако диагноз «инвалид» – это еще не приговор. Никто не увидит документ, на котором написано это слово.

Государство предоставляет неплохую денежную помощь (около 20 тысяч рублей) детям-инвалидам, которая понадобится для лечения.

Поэтому лучше оформить инвалидность.

Это позволит получить ряд преимуществ. При этом следует учитывать, что после достижения 18-летнего возраста в нашей стране принято изменять диагноз.

Читайте также: Помощь, оказываемая государством после оформления инвалидности, заключается не только в деньгах, но и в льготах, которые получает ребёнок:

  • стоит первым в очереди на посещение дошкольного учреждения;
  • бесплатно посещает детский сад;
  • направляется в дошкольное учреждение с логопедическим уклоном;
  • учебники в школах выдаются бесплатно;
  • получает возможность проходить обучение на дому;
  • бесплатно получает профессию;
  • имеет 50-процентную скидку на оплату коммунальных платежей;
  • владеет правом бесплатного проезда в общественном транспорте;
  • принимается в кабинетах врачей без очереди;
  • обеспечивается некоторыми медикаментами;
  • имеет право на бесплатное санаторное лечение для ребёнка и одного родителя;
  • бесплатно посещает различные государственные места (зоопарки, музеи).

Родителям инвалидов предоставляется возможность обеспечения жильём, если квартира (дом), где они живут, находится в плохом состоянии. При предоставлении справки об инвалидности ребенка на работе отпуск продлевается на четыре дня. При этом человека не могут ни сократить, ни перевести без его согласия.

Возможно, вас заинтересует: Советуем почитать:

Оформление инвалидности при Аутизме БЕЗ СТАЦИОНАРА!!!

Девочки, я очень надеюсь что данная информация кому то поможет.Я собиралась оформлять инвалидность по поводу аутизма.

Мне мой участковый психиатр (по совместительству друг моего мужа) твердил неустанно, что обязательное условие — стационар. Что обязательно ребенок должен отлежать в стационаре «для уточнения диагноза».

Я, общаясь здесь со многими мамами, поняла что это делают и без стационара! Но мой друг-психиатр упорно твердил, что без стационара никак!!!

Я понимаю, что это из ПНД заведующий ему говорит так. Причем после 4-х лет нужно ребенка класть одного!!! ДЕВОЧКИ! КААААК? Ребенка одного оставить в (простите) психушке.

Где лежат все подряд… и те, которые более менее адекватные, например аутисты с легким расстройством поведения и дети, которые бьются головой об стену??????? Это не мифы, это рассказы близких знакомых, которые недавно лежали там с детками.

Я и мысли допустить не могла. Однажды мне посоветовали 6-ю психиатрическую больницу в Москве. У нее много филиалов. Я заинтересовалась и задала вопрос на сайте про совместное пребывание мамы и ребенка. Мне ответила Серебровская О.В. Чудесная женщина. У нас с ней абсолютно случайно завязалась переписка.Она не «бросала» меня.

Отвечала на все мои вопросы. И твердила, что никто не имеет права обязать меня положить ребенка в стационар, в том числе для установления инвалидности.

И она предложила приехать к ним в больницу.

Сказала, что посмотрят специалисты ребенка абсолютно бесплатно! В назначенный день мы приехали туда с ребенком и мужем. Мы с мужем ждали 2 часа. За это время ребенка посмотрели — логопед, психолог-дефектолог и психиатр.

Тут же сделали заключение, в котором поставили диагноз и рекомендовали оформить инвалидность. Ольга Вячеславовна проводив нас сказала, что если не примут документы, то чтобы мы писали жалобу на главного врача МО.После того, как мы вышли из больницы, я позвонила врачу-другу и нахрапом СКАЗАЛА — Я готова привезти документы!!!

И на мое удивление он сказал — привози!!! Девочки, я не поняла ничего, что изменилось???? Почему теперь он не требует с меня стационар???!!!!Короче приехала к нему, сдала ему это заключение.

Он дал нам бегунок, мы прошли остальных врачей и я сдала все необходимые документы ему. Он подготовил все необходимое и мы собрались на МСЭ. В МО теперь нет своего бюро и поэтому всех отправляют в Москву на улицу 8-го марта.

Мы приехали за 45 минут до открытия (они с 9-ти) и были уже 5-ми!!!

в 9-00 начали прием. Комиссия — одна тетенька.Она сразу вышла и сказала, чтобы те кто с детками показали ей документы.

Меня и еще одну маму отправили в стационар, так как у нас не было заключения из стационара.

Пошла в стационар к заведующему.

Мы были у него один раз. На удачу сохранила в паспорте номер карты и мне сразу ее нашли. пришли к врачу. Он спросил лежали ли мы в стационаре, и тут я начала внутри закипать… думаю, пусть только попробует меня завернуть, скажу, что жалобу буду писать.

Но нет. Он очень долго писал, задавал вопросы мне. У ребенка спросил, как его зовут. Ребенок не ответил. После чего Врач сказал — ну вам по-любому надо корректировать поведение… И снова рекомендовал нам респолепт!!!Короче написал он нам заключение. Мы вернулись в МСЭ. Очень просто изнурительна для детей… мой бедный сын все стихи рассказал, все песенки спел, намотал 100 кругов по холлу, посадил батарею на моем телефоне… короче зашли мы только в 12 часов!!!

УЖАС! Бедные люди, которые сидели после нас!!!!Короче когда зашли в кабинет, ребенок уже был никакой. Врач расспрашивала меня о его поведении, о жалобах.

У ребенка ничего не спрашивала. Она понимала, что ребенок уже никакой. Короче были мы у нее полчаса.

Вышли и поехали домой. Комиссию мы прошли 18-го апреля.

Сегодня (5 мая) муж поехал за справкой и получил ее и ИПР. Теперь нужно оформлять все в Пенсионном и в соц.защите. А у нас проблемы у свекрови с доками.

Управляющая компания от нас отказаласб и теперь не известно, где находятся наши домовые книги. А мне для оформления пенсии нужно взять справку с места регистрации ребенка. Короче я в бешенстве. Для чего я это все написала???Для того, что бы вы не метались, как я и знали, что инвалидность по аутизму оформляют БЕЗ СТАЦИОНАРА!!!!Удачи вам, здоровья вашим детям!!!

Инвалидность при аутизме у детей в 2022 году: группа, оформление

Но если же финансовые проблемы имеют место быть, отказываться от оформления инвалидности не стоит.Отдельного внимания заслуживает вопрос реабилитации. Не каждый ребенок-аутист нуждается в опеке.

Родителей в первую очередь должно интересовать не оформление инвалидности, а занятие вопросом реабилитации и ранней диагностики наметившихся отклонений.С иной стороны, вопрос инвалидности тоже откладывать не стоит, так как финансовая помощь поможет пройти не один полный санаторный курс лечения.

Кроме того, ухаживающий за ребенком-инвалидом родитель сможет получать ежемесячную финпомощь.К сведению!

Статус ребенка-инвалида не подразумевает в обязательном порядке посещения особого детсада либо спецшколы.

По мере улучшения состояния малыша, он может пройти медкомиссию и даже лишиться имевшейся ранее инвалидности.Законодательство нашей страны установило, что родители (либо опекуны) ребенка-инвалида могут

Нужно ли оформлять инвалидность мальчику с аутистичными чертами?

Здравствуйте.

Мы оформили своему сыну инвалидность в 4,5 года.

Самая главная причина — чтобы предоставили место в группе дневного пребывания при реабилитационном центре и предоставили услуги других специалистов (логопед, дефектолог).

Без инвалидности нам, практически во всем, отказали (оставили только психолога на 30 мин 2 раза в неделю). Данные услуги Центр предоставляет бесплатно.

Для обычного детского сада сын оказался не готов, а в реацентре прекрасные условия (маленькие группы, специалисты и самое главное — воспитатели, которые в теме проблемы). У нас маленький город и податься с ребенком с особенностями в развитии практически некуда.

Есть платный центр для особых детей, но в него берут лишь на 3 часа в день за 900 руб, что просто не по карману, т.к. работает один муж, а трудоустроиться мне не представляется возможным. Поэтому мы оформили инвалидность.

Первично ее дали на 2 года. Вторично продлевают уже до 18 лет. Если не продлевать, то она автоматически снимется, хотя записи в псих. диспансере, конечно останутся.

Кроме этого ребенку-инвалиду выплачивают денежное пособие, а лицу, осуществляющему за ним уход, тоже, что не может не радовать, т.к. финансовые траты на реабилитацию имеют место быть и весьма не маленькие. Из неприятного. Обычно ребенка, для уточнения диагноза, перед началом оформления инвалидности отправляют в психоневрологическую больницу.

Нам сказали, что ребенка положат на 1 месяц одного (дети до 4 лет — вместе с мамой), но при желании, я могу лечь вместе с ребенком, но без койки-места (дадут стул) и без питания. Условия в самой больнице, мягко сказать, были не очень. Мы отказались. В итоге, наш участковый психиатр собрала и отправила документы на комиссию без этого.

Инвалидность дали, но, насколько я знаю, это единичный случай. Знаю, что многие родители не хотят оформлять инвалидность по причине того, что ребенка потом не возьмут на работу в некоторые структуры и он не сможет получить водительские права.

По мне, так это не то, о чем сейчас стоит волноваться. Главное, суметь максимально социализировать ребенка, обучить его и суметь найти ему профессию, с которой он справится и сможет сам обеспечивать себя в будущем. Это, конечно, мечты, но очень хочется, чтобы они воплотились в жизнь.

Получать инвалидность или нет, решать только вам. Сами себе ответьте на вопрос:

«Что вам даст оформление инвалидности из того, в чем вы нуждаетесь?»

.

Оформление инвалидности ребенку с аутизмом.

Как оформить и стоит ли оформлять инвалидность по аутизму

Некоторые признаки аутизма: сложности в общении с окружающими, ослабление или потеря социальных связей, погруженность в себя и неактивная реакция на внешний мир. Результаты многих исследований показали, что, если аутизм выявляется в раннем возрасте, после чего ребенок получает соответствующий уход, выраженность признаков снижается. Обсуждая аутизм, каждый раз необходимо отвечать на некоторые морально-этические вопросы.

Насколько это расстройство можно считать серьезным отклонением в психике, ограничивать ли общение детей с РАС и их нейротипических сверстников, возможен ли вариант инклюзивного образования? Следует принимать во внимание, что не всякий малыш, стремящийся к уединению, а не шумным играм, аутист, и не любой ребенок с диагностированным РАС полностью утратил контроль над собой.

«Ребенок-инвалид» Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

Аутизм инвалидность

Однако скорее всего на основании ст.23-23.1, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее: Закона) его Вам при таком диагнозе могут не дать. Однако решать это должны врачи, а не юристы. 1.3. Доброго вам времени суток.

Сам по себе аутизм точно не является основанием для ограничения прав. Ограничить права можно из-за недееспособности, психических отклонений.

Список регламентирован Приказом Министерства Здравоохранения СССР №555 от аж 29.09.1989 года

«О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»

.Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

1.4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604

«О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

I.

Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями) 1.

Как оформить и стоит ли оформлять инвалидность по аутизму

Решение о назначении ребенку-аутисту инвалидности принимается коллегиально, после всестороннего обследования и наблюдения в динамике.

Обратите внимание! Родителям следует понимать, что классификация, по которой ставится инвалидность, и аутизм как диагноз – это разные вещи. Далеко не каждому ребенку с нарушением аутистического спектра положена и требуется инвалидность. Получение официального статуса инвалида при аутизме дает возможность семье получать от государства материальную помощь в виде денежных выплат, льгот.

Реабилитация при аутизме назначается, или, скорее, разрабатывается, индивидуально.

Не каждый ребенок-аутист нуждается в постоянной опеке. Родителям и специалистам следует концентрироваться не на оформлении инвалидности, а на ранней диагностике и адекватной реабилитации.

С другой стороны, материальная поддержка, возможность бесплатного получения необходимых препаратов, возможность прохождения курсов санаторного лечения, ежемесячные денежные выплаты ухаживающему за ребенком, неработающему родителю – все это дает оформление статуса ребенка-инвалида.

Аутизм диагноз инвалидность

Добрый день, Юлия.

Инвалидность оформляется сроком на 1 год, изредка на 2 года. Не хотите продлевать-снимаетесь с учета. 1.4. Разумеется можно снять этот диагноз если он неправильно был поставлен или произошло излечение, на этот вопрос вам могут ответить медики.

2. Позволяет ли диагноз аутизм у ребенка получить инвалидность? 2.1. Группа инвалидности определяется МСЭ. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

2.2. Да, позволяет оформить инвалидность. Инвалидность положена детям пока они не восстановлены. Оформляется на 1 год, изредка на 2 года.

Порядок оформления детям инвалидности при аутизме: документы

Говоря о законодательстве в вопросе инвалидности при аутизме, речь идет о следующих законах и постановлениях:

  • Разъяснение № 1 от Министерства Труда — перечень клиник, которые могут проводить экспертизу.
  • Различные Федеральные законы, в которых прописаны права инвалидов, социальная защита в обществе, а также порядок выплат денежных средств по инвалидности.
  • — о порядке оформления и условия назначения инвалидности.
  • — об условиях для назначения экспертизы, которая призвана выявить причину, повлекшую за собой инвалидность.
  • — определяет порядок проведения медицинской экспертизы.

Справка!

Получить инвалидность может любой ребенок, у которого есть какое-то заболевание, ограничивающее его возможности и не позволяющее жить нормальной полноценной жизнью. Давайте разберемся, аутизм — это инвалидность или все же нет.

  1. Дают ли инвалидность детям с аутизмом?
  2. Стоит ли оформлять инвалидность по аутизму?
  3. Какая группа инвалидности при аутизме у детей
  4. Материальная помощь при оформлении инвалидности аутисту
  5. Какие преимущества дает оформление инвалидности?
  6. Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом
  7. Перечень документов для оформления инвалидности для детей аутистов
  8. Как продлить срок инвалидности?
  9. Преимущества записи на курсы АВА-терапии

Многие родители не желают оформить инвалидность ребенку-аутисту из-за собственных предубеждений, считая статус инвалида неким «клеймом» или «приговором» для малыша. На самом деле ситуация обстоит далеко не так трагично, ведь полученную справку совсем не обязательно показывать всем и каждому, а инвалидность по аутизму у ребенка не предполагает посещения только спецсада или спецшколы.

К тому же официально оформленная инвалидность дает право на получение различных льгот и государственной финансовой помощи, которая станет не лишним материальным подспорьем для лечения ребенка. В случае улучшения его состояния инвалидность вполне может быть снята.

В этой статье мы детально рассмотрим механизм получения статуса инвалида ребенком с диагнозом «аутизм», а также правила продления срока нетрудоспособности и льготы, предоставляемые государством детям-инвалидам и их родителям.

Дают ли инвалидность детям с аутизмом?

До 2014 года самым распространенным основанием для оформления детской инвалидности были различные врожденные аномалии и пороки. В настоящее время «лидирующее» место заняли психические и поведенческие расстройства, включая РДА (ранний детский аутизм). Инвалидность по расстройствам аутистического спектра с марта 2018 г. стала устанавливаться либо на 5-летний срок (минимум), либо бессрочно, до достижения ребенком 18-летнего возраста (см. постановление № 339 правительства РФ). Ранее минимальный срок составлял 1 год, а постановление о его увеличении было принято в связи со сложностями прохождения аутистами ежегодных медкомиссий для подтверждения статуса.

Основными «кандидатами» на получение статуса инвалида по аутизму являются дети с выраженными и стойкими изменениями психики, поведения, когнитивных способностей. Хотя проходить соответствующие освидетельствования могут и взрослые аутисты.

Главные критерии для присвоения инвалидного статуса подразумевают невозможность:

  • самообслуживания;
  • самостоятельной жизни в социуме;
  • самоконтроля;
  • обучения;
  • оплачиваемой трудовой деятельности.

Статус инвалида не дается аутисту «автоматически» – он может быть установлен только после комплекса обследований и наблюдения в динамике. То есть, если ребенок имеет диагноз «РДА легкой степени» и при этом вполне адаптирован к социальной жизни, статуса инвалида он не получит.

Обычно аутистическая инвалидность присваивается ребенку лишь после того, как он пройдет определенное лечение под наблюдением специалиста, и это лечение не поможет. Лишь в этом случае доктор может убедиться в выраженной стойкости расстройств функционального развития, не поддающихся «классической» коррекции. Пациент должен будет пройти терапию, в процессе которой врач сможет установить степень его умственной отсталости, выражающуюся в процентах. Если этого не сделать – определение группы инвалидности будет невозможным.

Также медицинская комиссия не присвоит ребенку статус инвалида если диагноз «аутизм» будет поставлен без предварительных наблюдений и терапии, поскольку в этом случае невозможно оценить степень стойкости заболевания.

Стоит ли оформлять инвалидность по аутизму?

Если состояние здоровья ребенка-аутиста соответствует условиям установления инвалидности, то оформить ее, разумеется, стоит. Причитающаяся «официальному» инвалиду материальная помощь от государства не будет лишней даже в семье, не испытывающей финансовых затруднений.

Даже если аутичному малышу не требуется опека, ему обязательно нужна адекватная диагностика, эффективная реабилитация и хорошая корректирующая терапия. Денежная помощь, положенная как самому ребенку-инвалиду, так и ухаживающему за ним родителю, позволит обеспечить для малыша более качественное лечение и питание, попробовать новые терапевтические методики. То есть инвалидная справка не означает, что ребенок стал «не таким, как все» – она означает только то, что ребенок получит дополнительные возможности компенсировать имеющиеся дефицитные состояния и быстрее преодолеть проблемы со здоровьем.

К слову, этот статус не предполагает никаких ограничений относительно выбора детсада или школы. В дальнейшем, если состояние ребенка улучшится и это будет подтверждено соответствующей медкомиссией, инвалидность можно будет снять.

Какая группа инвалидности при аутизме у детей

Группа инвалидности при аутизме определяется в соответствии со степенью нарушений органических функций в пределах 40–100%. Эти нарушения могут быть связаны с заболеваниями, последствиями травм и различными дефектами, которые ограничивают трудоспособность.

Умственная отсталость (УО), по которой для ребенка будет устанавливаться окончательный диагноз и инвалидность, в зависимости от интенсивности проявлений делится по четырем степеням:

Степень УО

IQ

(коэффициент интеллекта)

Диагноз
глубокая (IV) полное отсутствие ума идиотия
тяжелая (III) 20—34% тяжелая умственная субнормальность
умеренная (II) 35 – 49% имбецильность
легкая (I) 50 – 69% дебильность
Инвалидность присваивается только если диагностирована II, III или IV степень УО.

Группа присваивается на основании такого критерия, как стойкость умственных отклонений (считается в процентах):

Группа

Стойкость отклонений ума
1 90 – 100%
2 70 – 80%
3 40 – 60%

Материальная помощь при оформлении инвалидности аутисту

Официально оформленная инвалидность при аутизме у детей дает право на получение государственной материальной помощи. А именно:

    • минус 50% на стоимость услуг ЖКХ;
    • минус 50% на стоимость сезонного проезда на всех видах транспорта;
    • бесплатный проезд общественным транспортом;
    • бесплатные: медикаменты, посещение детсада, санаторно-курортная выездная реабилитация, посещение государственных музеев, зоопарков и т. д.

Какие преимущества дает оформление инвалидности?

Инвалидность для детей-аутистов предполагает получение не только денежных дотаций, но и различных социальных льгот, таких как:

  • право попасть в детсад без очереди (в том числе в логопедическую группу или сад);
  • право посещать врачей без очереди;
  • право на домашнее обучение;
  • право на бесплатное обучение профессии и др.

Работающая мама малыша-инвалида получает отпуск летом. Предоставив справку об инвалидном статусе ребенка, можно продлить отпуск на 4 дня. Также маму нельзя уволить без ее согласия (за исключением случаев трудовых нарушений с ее стороны), сократить, перевести в другой филиал.

Если родители инвалида живут в квартире или доме, которые находятся в плохом или аварийном состоянии, им должна быть предоставлена возможность обеспечения жильем с более подходящими для ребенка условиями.

С более полным списком льгот можно ознакомиться на сайте Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ). Различные дополнительные сведения, касающиеся льгот и преференций, родители должны уточнять в учреждениях соцзащиты своего города.

Региональная общественная организация (РОО) «Контакт» уже занимается созданием электронной карты, отражающей основные алгоритмы получения помощи для маленького аутиста в разных регионах, городах и отдельных районах крупных городов.

Как оформить инвалидность ребенку с аутизмом

Документ оформляется через медико-социальную экспертизу (МСЭ) без стационара. Все необходимые обследования можно проходить амбулаторно.

Перед тем, как оформить инвалидность по аутизму у ребенка, заранее внимательно ознакомьтесь с последовательностью необходимых действий, чтобы избавить себя и малыша от лишних трат времени и нервов. Установленный в РФ порядок оформления будет таким:

  1. обращение в клинику по месту жительства для постановки диагноза. Обращаться нужно к неврологу или детскому психиатру. Если в вашей больнице нет профильного врача, нужно взять направление в областную клинику;
  2. выдача специалистом направления на прохождение МСЭ. Кроме того, врач должен назначить прохождение различных анализов, лабораторных и инструментальных исследований, посещение других специалистов;
  3. еще одно посещение лечащего врача, который выдаст направление на МСЭ – уже с результатами комплексного обследования;
  4. прохождение комиссии МСЭ. Комиссия изучает подготовленные доктором документы, присваивает соответствующую группу инвалидности и рекомендует определенный план реабилитации;
  5. получение пенсионного удостоверения. Чтобы получить его, необходимо посетить Пенсионный фонд и предоставить там документы, выданные на комиссии МСЭ. Оформление пособий осуществляется в отделе соцзащиты, а оформление ИПР (индивидуальной программы реабилитации) – в учреждении социального страхования.

Отметим, что психиатр или невролог может назначать ребенку дополнительные обследования или тестирования. Проведение всех этих процедур должно быть четко обосновано врачом, чтобы родители понимали их необходимость.

Параллельно можно оформить статус аутиста как ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обследования для получения статуса «ребенок с ОВЗ» практически идентичны обследованиям для получения статуса «ребенок-инвалид», только в МСЭ обычно предоставляется больше данных. Чтобы получить статус ОВЗ, достаточно будет предоставить в ПМПК лишь подтвержденный основной диагноз и оценку степени интеллектуальных нарушений. В случае, если помимо них имеются и какие-либо прочие нарушения – их тоже следует указать в справке (форма 297).

Отличия статусов инвалида и ребенка с ОВЗ состоят в следующем:

  • в ИПР, выданной МСЭ просто указано, что ребенку необходимы специальные образовательные условия (без подробностей);
  • в заключении ПМПК эти условия подробно расписаны, а потому данный документ является основным для детсада и школы.

Заключение ПМПК может увеличить шансы того, что ребенка с аутизмом не «вытолкнут» из школы на надомное обучение или не поставят автоматом диагноз «умственная отсталость», чтобы не разрешить ему учиться вместе с другими детьми.

Перечень документов для оформления инвалидности для детей аутистов

Пакет документов должен состоять из:

  1. заявления от родителя (опекуна) о желании провести медико-социальную экспертизу;
  2. свидетельство о рождении (если ребенок маленький) либо паспорт;
  3. направление, оформленное лечащим врачом при подаче документов на комиссию (форма 088/y-06);
  4. документацию, подтверждающая наличие отклонений по здоровью у ребенка;
  5. психолого-педагогическую характеристику на ребенка, выданную в детском саду или школе, которые он посещает. Если же аутенок «домашний», это следует указать отдельно – тогда характеристика не потребуется.

Как продлить срок инвалидности?

Для продления необходимо:

  • пройти переосвидетельствование инвалидности (весь цикл, описанный выше);
  • к полученным документам приложить заключение прошлой МСЭ (розовый листок).

Когда ребенок-инвалид достигнет 18-летия, диагноз «аутизм» может быть заменен «шизофренией», «умственной отсталостью» либо «расстройством личности». Также, можно поставить аутизм и у взрослых людей — обозначается кодом F84.1. Однако не исключено, что продлевая инвалидность 18-летнему аутисту родители могут столкнуться с нежеланием психиатра работать по мировому стандарту. Чтобы у ребенка остался диагноз «аутизм», родителям иногда приходится проявить повышенную настойчивость в процессе переосвидетельствования.

Преимущества записи на курсы АВА-терапии

Если вы воспитываете аутенка, в процессе воспитания у вас закономерно возникают сотни вопросов, которые не задал бы родитель нейротипичного малыша. Например – слышит ли меня мой ребенок, слушает ли? Как лучше установить с ним контакт – при помощи слов или, наоборот, только молча? И так далее. Связь аутичных детей с матерями далеко не всегда устанавливается сама собой, а потому родителям нужно обучаться специальным методикам, которые будут помогать им не только общаться со своими малышами, но и обучать их, социализировать, играть с ними и т. д.

Методика АВА (Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения) разработана как раз для налаживания контакта с маленьким аутистом, решения разных бытовых проблем, работы с поведением и проработки множества прочих вопросов, ежедневно возникающих у родителей. Например, при помощи АВА можно приучить малыша к горшку, приспособиться к пищевой избирательности, научить глазному контакту, справиться со стереотипиями, стимами, эхолалией и т. д.

Минимальный объем коррекционных занятий для достижения видимого результата составляет 20 часов в неделю (а еще лучше – 30 или больше). Но постоянно водить ребенка куда-то для того, чтобы он получил качественную психолого-педагогическую помощь – затратно и утомительно, как для родителя, так и для самого ребенка. Оптимальным выходом станет предоставление этой помощи самими родителями в течение каждого дня и каждого часа жизни малыша.

Разумеется, походы к специалисту тоже должны присутствовать в расписании на неделю. Но, если специалист делает что-то одно, а дома делается абсолютно другое – положительного результата можно не ждать. В коррекционной работе должна участвовать вся семья аутичного ребенка, а не только специалист. Именно поэтому настолько высоко востребованы курсы дистанционного обучения АВА-терапии – после прохождения онлайн-обучения родители сами становятся специалистами и начинают оказывать малышу ежедневную профессиональную помощь, со знанием дела адаптируя его к нормальной жизни в социуме.

Как действовать родителям, если ребенку диагностировали аутизм? Какие шаги и в какой последовательности предпринимать?

Рассказывает Елена Багарадникова, руководитель РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Родители переживают катастрофу при постановке ребенку диагноза «аутизм». По своему психологическому состоянию они – «уцелевшие» в этой катастрофе, и им нужно выстраивать свою дальнейшую жизнь заново. За что нужно браться в первую очередь?

Пройдите тест и обратитесь в ближайшую службу ранней помощи

Даже если ребенку не поставлен окончательный диагноз, но есть повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ему помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу.

Нужно самостоятельно пройти скрининговый тест, который позволяет установить, находится ли ребенок в группе риска, и насколько этот риск высок (например, M-CHAT или АТЕК). Ждать нельзя.

Обратиться можно и нужно в ближайшую службу ранней помощи. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы.

Тесты можно пройти в любом месте в интернете, или на сайте РОО «Контакт»:

Полезной будет методичка для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом («Родитель родителю»), а также краткая информация, которую «Контакт» подготовил для размещения в детских поликлиниках.

2. Добиться постановки правильного медицинского диагноза

Елена Багарадникова. Фото с сайта 2апреля.рф

В дальнейшем он определит тот объем помощи, который сможет получать ребенок, и его образовательный маршрут.

Чтобы диагноз был точным, нужно постараться попасть в подходящее медицинское учреждение.

Диагноз «аутизм» может быть установлен и в ПНД (психоневрологический диспансер), но лучше на первом этапе все же обратиться в больницу.

Из государственных, уполномоченных в дальнейшем выдавать все необходимые справки и заключения, в Москве есть две больницы, где можно пройти диагностику. Это Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница № 6) и Научно-практический центр детской психоневрологии (бывшая детская больница № 18).

3. Получить психологическую помощь для всей семьи

Мало кто может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Если честно сказать, то никто. Лучше, если проживание всех стадий горя происходит при поддержке специалистов, которые понимают, о чем идет речь.

Я по себе знаю, насколько это эффективно, хотя у меня и в мыслях не было заниматься собой в тот момент, когда ребенку поставили диагноз: к психологу я пришла, пытаясь разобраться, как мне взаимодействовать с собственным сыном.

Помощь психологов может быть бесплатной, может быть групповой, индивидуальной, очной или по скайпу.

Бесплатная групповая и индивидуальная работа ведется разными некоммерческими организациями. Есть такая и в «Контакте». Москвичам полезно также знать телефон 8(499)177-34-94 (с мобильных – 8-495-051) и сайт ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения. Помощь может быть оказана как экстренная, так и плановая.

4. Научиться быть родителями особого ребенка

Предполагается, что родительские навыки любой человек должен откуда-то получить сам. Но при воспитании ребенка с аутизмом возникает масса вопросов, которых нет у родителей здоровых детей: а слышит ли он меня, понимает ли, какими словами пользоваться, чтобы установить с ним контакт, и словами ли? Взаимосвязь между матерью и ребенком не всегда проявляется априори, а это очень травмирует. Родителям приходится учиться методам, которые помогут им и в общении с детьми, и в их обучении, и в социализации.

Специалисты могут помочь наладить такой контакт, научить, как решать насущные бытовые проблемы и работать с поведением, как приучать к горшку и приспосабливаться к избирательности в еде.

Часто, когда родители понимают, что могут учить своего ребенка, видят его успехи, даже небольшие, они перестают чувствовать себя неудачниками, и это дает им новые силы.

Есть специальные программы и методы, направленные на раннюю помощь семьям, где есть дети с РАС, в том числе на обучение родителей. В Москве их предлагает, в частности, Городской психолого-педагогический центр (при поддержке некоммерческих организаций). Например, программа EarlyBird. Сразу же упомяну, что там же есть отличная программа Assert. Есть хорошие программы в разных некоммерческих организациях и негосударственных реабилитационных центрах.

Ориентируйтесь на 20 часов корекционных занятий в неделю

Детям с аутизмом нужна в первую очередь психолого-педагогическая помощь. На первых этапах, в раннем возрасте, эта работа должна занимать по возможности 20 часов в неделю. Можно даже 30, если ребенок это выдержит.

Полезно совмещать посещение Городского психолого-педагогического центра и занятий в каких-то известных НКО (например, по программе Assert) с привлечением отдельных специалистов.

Конечно, за государственный счет получить 20 часов в неделю, прямо скажем, сложно. «Добирать» придется либо самостоятельно, либо с помощью благотворительных фондов.

Есть очень эффективные методы помощи, которые пока не оплачиваются государством. Например, ABA (прикладной поведенческий анализ), FloorTime и др.

При этом в коррекции должна участвовать вся семья.

Если специалист делает одно, а дома происходит совсем другое, — ничего не получится.

Это только еще больше дезориентирует ребенка. Важны слаженные действия всех, кто его окружает, – и родителей, и специалистов, и, кстати, бабушек и дедушек.

6. Оформите инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы

Не ждите, когда врачи предложат сами. Спросите их, что нужно сделать, чтобы начать этот процесс.

Для оформления инвалидности в БМСЭ не обязательно ложиться в больницу, можно все сделать в амбулаторном порядке. Это займет много времени, но будет хорошим подспорьем, в том числе материальным, для того чтобы получать помощь в различных государственных учреждениях, относящихся к Департаменту труда и социальной защиты населения (по крайней мере, в Москве).

Ребенок получит, например, возможность выездной реабилитации (в сопровождении родителей или законных представителей), летнего отдыха и оздоровления, а также санаторно-курортного лечения, льготный проезд в общественном транспорте (также с сопровождающим) и многое другое. Перечень льгот можно посмотреть, например, на сайте МГАРДИ (Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов).

Получение инвалидности не означает, что ребенок становится хуже. Это означает, что у него и у его семьи появляются новые возможности для компенсации тех дефицитов, которые он имеет.

Если родители не захотят, чтобы к ребенку относились, как к человеку с ограниченными возможностями, они могут и не показывать справку об инвалидности. Все происходит в заявительном порядке. Принес, попросил – получил. Не принес, не показал – не получил.

7. Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые.

Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений. Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297).

В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно.

В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить.

«Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы. Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет.

8. Самостоятельно выберите детский сад или школу

Каким бы ни было заключение ПМПК, родителям нужно принимать решение. Они выбирают между коррекционной и ближайшей общеобразовательной школой; между возможностью возить куда-то ребенка и необходимостью снять квартиру рядом с тем местом, где его смогут обучить; между образовательным комплексом, где есть сильная психолого-педагогическая служба, и школой, где ребенка с аутизмом видят впервые, но согласны начать с ним работу, и т.д.

РОО «Контакт» разработала алгоритм для родителей, как выбрать образовательное учреждение для ребенка с аутизмом. Но, конечно, этот вопрос лучше обсуждать с каждой семьей индивидуально. Наши специалисты обычно тратят на это не менее часа. Консультации проходят бесплатно и проводятся совместно с представителями Городского психолого-педагогического центра и отделений Департамента труда и социальной защиты населения по графику.

Без чего никак нельзя обойтись – это без того, чтобы пойти в выбранное учреждение «своими ногами». Если кто-то из знакомых похвалил детский сад или школу, совершенно не факт, что это подойдет другому ребенку и другому родителю. Все нужно увидеть своими глазами.

Алгоритмы для регионов

Сейчас РОО помощи детям с РАС «Контакт» разрабатывает карту, на которой будут отражены общие алгоритмы, как получить помощь для ребенка с аутизмом в конкретном регионе, городе или районе (если речь идет о крупном городе). Регионы в этом плане могут довольно сильно различаться.

Например, родителям часто не хватает информации о том, где можно пройти базовый скрининг и понять, есть повод для беспокойства, или нет. Они не знают, в какое учреждение обратиться в первую очередь, и какие специалисты должны работать с имеющимися дефицитами.

В апреле 2018-го мы надеемся запустить эту карту. Она будет устроена по принципу викимапии (Wikimapia, бесплатная многопользовательская интерактивная карта), куда могут добавлять объекты сами пользователи.

Помимо прочего, карта поможет родителям объединяться и организовывать ресурсные или коррекционные классы. Даже директора больших образовательных комплексов не всегда знают, какие дети живут на их территории, и можно ли сформировать коррекционный класс.

Запрос на формирование таких классов по территориальному принципу и по возможности объединения детей с похожими проблемами актуален и для родителей, и для образовательных учреждений. Портал называется «Открытые двери» и скоро будет открыт по адресу: open-doors.info

Фото .com

В Беларуси живет около 10 тысяч детей с аутизмом. При этом в официальной статистике зафиксирован только каждый десятый случай: многие родители не хотят афишировать диагноз, опасаясь неправильного восприятия ребенка в обществе. В то же время методики, которые помогают особенным людям стать полноценными членами общества, существуют.

19-20 октября при поддержке компании velcom в Минске впервые пройдет международный форум «Театр и аутизм». Представители общественных организаций и инклюзивных площадок из Беларуси и стран Евросоюза обсудят особенности создания инклюзивной среды в разных странах. С некоторыми участниками форума мы поговорили уже сегодня.

Татьяна Яковлева, руководитель международной благотворительной организации «Дети. Аутизм. Родители»: «Документы по теме аутизма в Беларуси носят формальный характер»

«Мы были первой благотворительной родительской организацией с республиканским статусом, которая публично заявила о проблеме аутизма. Шесть лет назад с такими детьми в Беларуси практически никто не работал», — вспоминает Татьяна.

По ее словам, за эти годы появилось несколько государственных центров коррекционно-развивающего обучения, Институт инклюзивного образования, частные общественные организации, Семейный инклюзив-театр «і». В общеобразовательных школах Минска, Бобруйска, Жодино появились интегрированные классы, где вместе с обычными ребятами учатся дети с особенностями.

«Изменилось многое, но говорить о решении проблемы рано: официально за государственной поддержкой обратились около 1200 семей. Тех, кому еще нужна помощь, в десятки раз больше. Соответственно, нужны квалифицированные педагоги, тьюторы, инклюзивные площадки».

Татьяна Яковлева уверена, что говорить о глобальных успехах можно только после осознания ответственными ведомствами, что проблема аутизма в стране требует принятия срочных мер. Одной из них могла бы стать, например, национальная программа межведомственного взаимодействия, в которой особое внимание уделялось бы психолого-педагогическому сопровождению не только ребенка, но и всей семьи.

«Пока все законодательные документы носят формальный характер. Подписание международных документов о правах людей с инвалидностью не решит проблему. Нельзя ограничиться проработкой законов, нужно развивать научную базу и опробовать принятые законы на практике», — считает Татьяна Яковлева.

Ирина Пушкарева, художественный руководитель «Семейного инклюзив-театра «і»: «Люди не понимают, что особенности поведения детей связаны с диагнозом»

Ирина Пушкарева на протяжении пяти лет занимается в своей студии с особенными детьми. Заметив устойчивые позитивные изменения у воспитанников, решила, что ее наработки могут быть полезны и другим семьям, воспитывающим детей с аутизмом.

Воплотить идею помогла компания velcom, которая поддержала создание Семейного инклюзив-театра «і» и двух постановок с участием особенных детей — «Флейта-чарадзейка» и «Чыгунка».

«Сейчас у нас порядка двадцати особенных детей. Некоторые в начале практически не разговаривали, у других были проблемы с моторикой, движениями, — поясняет Ирина Пушкарева. — Многие занимаются индивидуально — фортепиано, вокал, хореография. Им предстоит пройти долгий путь до выхода на сцену, но уже сейчас можно говорить об изменениях в поведении».

Вдохновляющий пример — история Максима Лагуна, у которого в спектакле «Флейта-чарадзейка» была роль бессловесного Зайчика: раньше мальчику с трудом давалось общение, тем более на публике. Во второй постановке театра — «Чыгунке» — он играет на сцене вместе с остальными артистами, и даже один на один общается со зрителем, участвует в диалогах.

Часто случается, что родители скрывают диагноз своих детей.

«Некоторым поздно ставят диагноз, и родители сами не до конца уверены. Но главная причина, в том, что общество не всегда принимает детей с аутизмом. В тех же магазинах и кафе сотрудники делают замечания, если ребенок что-то потрогал или закатил истерику. Они попросту не понимают, что особенности поведения связаны с диагнозом», — отмечает собеседница.

Ирина Пушкарева убеждена, что Беларуси — необходим единый центр, куда могли бы обратиться родители, если заметили изменения в поведении или здоровье своего ребенка.

Сергей Исаков, режиссер: «Детям с аутизмом помогают развиваться нестандартные методы»

Сергей Исаков снимает документальные фильмы, и его новая лента — о детях с аутизмом.

«На репетициях Семейного инклюзив-театра «i» я познакомился с ребятами и их родителями, заинтересовался этой темой. В фильмах, которые приходилось смотреть до этого, чувствуется безысходность, поэтому захотел снять кино в позитивном ключе, чтобы показать, какими могут быть дети с особенностями, если с ними работать».

Работая над новым проектом, режиссер начал изучать американскую методику работы с детьми с аутизмом — видеомоделирование.

«Суть метода заключается в том, что на видео записывают репетицию или то, как ребенок выполняет определенное упражнение. В процессе монтажа все неудачные моменты удаляются, остается только хороший результат. Когда малыш видит свой прогресс, у него появляется стимул работать дальше».

Сергей уверен, что для развития таких ребят необходимо применять в том числе нестандартные решения.

«У нас в стране используется стандартный подход к проблеме. Детей учат читать, писать, а после дают им справку об инвалидности. Но этого недостаточно, чтобы люди с нестандартным мировосприятием стали полноценными членами общества. Пока добиться успехов получается только усилиями энтузиастов».

Инга Дубинина, руководитель центра проблем детского развития «Левания»: «Без современных технологий инклюзия становится профанацией»

Целью «Левании» с самого начала, по словам Инги Дубининой, были «системные эффекты». Так, в прошлом году на базе Белорусского государственного педагогического университета центр организовал образовательный курс по работе в инклюзивной школе, который прошли более 200 специалистов. Результат превзошел ожидания, и теперь педагогический университет самостоятельно организует аналогичную подготовку.

«Важно, чтобы после завершения проекта оставались изменения — в головах людей, в законодательстве. Все свои проекты и идеи мы проверяем на соответствие этому критерию. Узкие специалисты, учителя, воспитатели должны знать современные методики работы с особенными детьми. Просто объявить смену курса с изоляции особенных детей на их инклюзию — не помогает, как показывает практика. Достичь реальных изменений можно только, когда мы научимся опираться на сильные качества ребенка и помогать ему компенсировать дефициты. Для этого необходимы новые методики, часто зарубежные и дорогие. Иначе инклюзия становится профанацией», — поясняет Инга Дубинина.

Вера Хитрюк, директор Института инклюзивного образования: «Каждое учреждение образования должно пройти индивидуальный путь создания инклюзивной среды»

Институт инклюзивного образования работает в Беларуси уже год. За это время подготовку на различных курсах, семинарах, тренингах прошли более 600 специалистов, идет постоянная работа со студентами как будущими учителями-дефектологами.

«Работа по созданию инклюзивной образовательной и социальной среды идет каждый день. Сегодняшние результаты — первые экспериментальные шаги, это пока не стройная система, — отмечает Вера Хитрюк. — Каждое учреждение образования должно пройти индивидуальный путь создания инклюзивной среды, формирования собственной инклюзивной культуры на основе анализа своих потребностей и «дефицитов». Мы готовы помочь в удовлетворении любых запросов педагогов-практиков».

***

19-20 октября при поддержке компании velcom в Минске пройдет международный форум «Театр и аутизм». В пресс-центре Sputnik Belarus состоится семинар, где эксперты из Беларуси, Нидерландов, Польши и других стран обсудят новые методики и способы помощи детям с аутизмом.

В рамках форума широкой публике будут представлены два спектакля с участием особенных детей. 18 октября на сцене Дворца культуры ветеранов ( ул. Я. Купалы, 21) состоится городская премьера спектакля «Сказка волчьего леса». А 19 октября в зале «Форум» (пр. Победителей, 61) пройдет бесплатный показ пьесы «Чыгунка». Начало спектаклей в 19:00.

Грета Тунберг перед выступлением в ООН. Фото: Andrew Hofstetter / Reuters

Согласно современной статистике, каждый 100-й, а по некоторым оценкам – каждый 40-й человек – аутичный. Аутичные дети могут родиться в любой стране и в любой семье, аутичные люди бывают самого разного возраста, пола, расы, гендера и национальности, у них разные навыки, склонности и интересы. Работодатели встречают их каждый день, но при этом большинство из них разделяют распространенные в обществе стереотипы, считая, что аутисты не могут быть ценными сотрудниками, и не спешат брать их на работу.

Даже в США, где уровень понимания аутизма гораздо выше, чем в России, около 40% аутичных людей – безработные. При этом среди них есть выпускники престижных колледжей, которых специалисты по кадрам зачастую игнорируют просто из-за того, что те выглядят слишком странно, и даже не проверяют их профессиональную квалификацию.

Как аутистка, консультант по созданию инклюзивной среды в различных российских правозащитных организациях и организатор мероприятий на тему аутизма в России, Израиле и Великобритании, я знаю, что в России проблемы с трудоустройством аутичных людей стоят еще более серьезно, чем в Израиле, США или Европе. К сожалению, нет статистики уровня безработицы аутичных людей в России, потому что у большинства аутистов на постсоветском пространстве даже нет официального диагноза. И, конечно же, российские предприниматели еще чаще понятия не имеют, что такое аутизм и как взаимодействовать с аутичными работниками. Но на самом деле трудоустройство аутичных людей было бы выгодно и большинству предпринимателей, и экономике в целом.

Внимание! Я, как и многие аутичные люди с разной степенью выраженности аутизма, не считаю аутизм расстройством (то есть состоянием, которое мешает человеку само по себе, без учета социального контекста и дискриминации), хоть и признаю, что аутизм является инвалидностью (состоянием, из-за которого аутичным людям нужна дополнительная поддержка, потому что общество рассчитано на неаутичное большинство). Аутизм неотделим от моей личности и не является чем-то отрицательным, поэтому в тексте я буду использовать слова «аутист» и «аутичный человек», а не выражение «человек с аутизмом».

Индивидуализм и коллективизм в аутичной перспективе

Проблема аутизма касается каждого. И не только потому, что ваш ребенок может оказаться аутичным или вы можете подружиться с аутистом. Вопрос прав аутичных людей касается вопросов прав инвалидов в целом. Инвалидность – социальный конструкт, обозначающий, что из-за особенности работы тела и/или мозга человека ему нужна доступная среда (инклюзия). Некоторые виды инвалидности являются заболеваниями, другие же – нет, и они даже перестали бы считаться инвалидностью, если бы мы жили в другом обществе. Например, если бы в нашем обществе аутисты составляли большинство, то оно бы просто функционировало по другим правилам и инвалидами бы в нем считались неаутисты. Как сказал первый открытый аутист в совете по вопросам инвалидности при президенте США Ари Нейман, «аутизм – это инвалидность в той степени, в которой нас инвалидизирует общество».

Но в современном обществе любая инвалидность, вне зависимости от того, является она заболеванием или нет, врожденная она или нет, считается серьезной стигмой, несмотря на то, что инвалидом может стать буквально каждый. Это не всегда означает, что он потеряет трудоспособность, но на постсоветском пространстве инвалидность практически всегда приводит к тому, что человека перестают воспринимать как квалифицированного специалиста, даже если все его ограничения связаны с тем, что для передвижения по городу ему нужна инвалидная коляска. Причина подобного подхода заключается в коллективистском мышлении.

Проблема сохранения диагноза «аутизм» после 18 лет волнует многих родителей детей с расстройством аутистического спектра.

Несмотря на то, что согласно Международной классификации болезней МКБ-10 Европейским исследовательским диагностическим критериям ISD 10, Американским диагностическим критериям DSM 5, диагноз РАС (расстройства аутистического спектра) не имеет возрастных ограничений, на практике, после достижения детьми возраста 18-ти лет, диагноз РАС снимается и устанавливаются диагнозы: умственная отсталость (70%), шизофрения (20%), шизотипическое расстройство(2,5%), органическое расстройство(1,5%), расстройство личности (5,5%) (данные из статьи «Как сохранить диагноз аутизм после 18-ти лет», авторы: С.А. Кременицкая, Н.В. Соловьёва, врачи-психиатры Научного центра персонализированной психиатрии. Москва, Россия, журнал Аутизм и нарушения развития. № 3 (48). 2015).

Смена диагноза происходит в момент оформления врачами-психиатрами медицинских организаций документации, направляемой в органы медико-социальной экспертизы (МСЭ), при достижении пациентами восемнадцати лет. Врачи-эксперты бюро МСЭ, определяя степень выраженности и стойкость нарушений функций организма, руководствуются собственной экспертной оценкой пациента, которого они обследуют, и диагнозом, указанным в направлении курирующего врача-психиатра (форма 088/у – 06, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 г.) При этом врачи-психиатры объясняют свои действия по изменению диагноза пациентам с РАС тем, что в существующей статистической документации в графах для заполнения отсутствовали коды, обозначающие РАС (F 84).

Однако, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статики (Росстат) от 30 июня 2014 года № 459 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения», начиная с отчета за 2014 год в формы федерального статистического наблюдения № 10 и № 36 включены данные по детскому аутизму (код F84.0) и атипичному аутизму (код F84.1). Таким образом, с 2015 года учет пациентов, страдающих РАС, осуществляется на государственном уровне.

Тем не менее, врачи-психиатры при заполнении формы 088/у-06 продолжают изменять диагнозы, игнорируя тем самым вышеуказанный приказ и клинические рекомендации, составленные в 2015 г. ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Минздрава России, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» и Российским обществом психиатров, в которых отмечено: в отечественной психиатрии существует положение о том, что одна нозологическая категория не переходит в другую на протяжении жизни пациента (ФГБНУ «НЦПЗ», 2013). Диагноз «РАС» у больных, проживающих на территории Российской Федерации, по адаптированному в 1999 году в России варианту МКБ-10 не должен пересматриваться и после 18 лет.

«Необоснованная смена диагноза приводит к нарушениям прав граждан на трудоустройство, получение образования (включая создание специальных образовательных условий) и адекватных диагнозу реабилитационных, коррекционных мероприятий. В дальнейшем дети с РАС, которым изменят или уже изменили диагноз, могут быть лишены возможности учиться по определенной форме обучения, посещать организации среднего профессионального и высшего образования, занимать определенные должности и т.д. Кроме того, изменение диагноза означает и изменение подхода к лечению и реабилитации», – объясняет юрист ВРООИ «Искра надежды» Шаталова Т.В..

В Воронеже в апреле 2017 г. молодому человеку М., которому исполнилось 18 лет, при направлении медицинской организацией для переосвидетельствования в бюро МСЭ и установления инвалидности, диагноз «детский аутизм» (F84.0) не изменен. Ему установлена инвалидность, на учете у психиатра он находится с прежним диагнозом. Это стало возможным благодаря активной позиции общественных организаций области. Главную роль сыграла позиция ВРООИ «Искра надежды», которая занимается проблемами людей и детей с аутизмом, и конструктивной позиции областной МСЭ и Минздрава.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Adblock
detector