Бангкокский договор о безъядерной зоне

Безъядерные зоны зоны, свободные от ядерного оружия будучи событием, которое предвосхитило новые достижения в региональном контроле над вооружениями, договор о

Безъядерные
зоны

Зоны,
свободные от ядерного оружия

Будучи
событием, которое предвосхитило новые
достижения в региональном контроле над
вооружениями, Договор
о запрещении ядерного оружия, в Латинской
Америке и Карибском бассейне
 (Договор
Тлателолко), подписанный в 1967 году,
впервые создал зону, свободную от
ядерного оружия (ЗСЯО), в этом густонаселенном
регионе мира. После ратификации Кубой
соответствующего инструмента в 2002 году,
Латиноамериканская и Карибская зона,
свободная от ядерного оружия, включает
все государства данного региона.

После
этого эпохального соглашения были
подписаны три других о создании ЗСЯО:
в южной части Тихого океана (Договор
Раротонга, 1985), в Юго-Восточной Азии
(Бангкокский
договор
,
1995) и в Африке (Пелиндабский
договор
,
1996). С помощью этих договоров вся
населенная часть южного полушария имеет
свободный от ядерного оружия статус. В
сентябре 2002 года пять государств
Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан,
Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан)
дали предварительное согласие с проектом
соглашения о создании ЗСЯО Центральной
Азии. Имеются предложения о создании
зон, свободных от ядерного оружия, в
Центральной Европе и Южной Азии, а также
о создании зоны, свободной от ОМУ, на
Ближнем Востоке. Концепция отдельного
государства как зоны, свободной от
ядерного оружия, была принята международным
сообществом в 1998 году, когда Генеральная
Ассамблея поддержала провозглашение
Монголией своего статуса государства,
свободного от ядерного оружия.

Безъядерные
зоны — зоны, свободные от размещения
ядерного оружия, создание которых
уменьшает возникновение ядерного
конфликта, укрепляет безопасность
входящих и них стран, содействует
реализации целей Договора о нераспространении
ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г.

При
создании Б.з. ядерные государства берут
на себя обязательства не передавать
участникам зоны ядерного оружия и
контроля над ним, не помогать им в
обзаведении ядерным оружием, не размещать
в ней такое оружие, отказываются от
применения или угрозы применения
ядерного оружия против стран — участниц
зоны.
Безъядерная
зона
 —
зона, регион (район), на территории
которого в договорном порядке запрещено
размещение ядерного
оружия,
средств его доставки к целям, проведение
испытаний и производства ядерных
боеприпасов. При этом ядерные государства
принимают на себя определённые
международно-правовые гарантии как в
отношении других государств, так и
собственных территорий, входящих в
безъядерные зоны.

Они
обязуются не применять ядерное оружие
против государств-участниц безъядерной
зоны, не вводить в эти страны корабли и
части, оснащённые ядерными боеприпасами
и ядерными энергетическими установками,
не передавать участникам зоны ядерное
оружие, не помогать им в создании своего
ядерного потенциала.

На 2009
год безъядерными зонами были объявлены:

  • Район Антарктики (Договор
    1959 года);

  • Латинская
    Америка (Договор
    Тлателолько 1967
    года);

  • Южная
    часть Тихого
    океана (Договор
    Раротонга 1985 года);

  • Юго-Восточная
    Азия (Бангкокский
    договор 1995
    года);

  • Африка
    (Договор Пелиндаба 1996 года);

  • Средняя
    Азия (Семипалатинский договор 2007 года);

Статус
безъядерного государства
имеют МонголияиБеларусь.

Создание
безъядерных зон способствует укреплению
доверия между государствами, обеспечению
безопасности, соблюдению режима
нераспространения ядерного оружия.

Большое
значение в деле нераспространения
ядерного оружия и обеспечения глобальной
безопасности имеет процесс создания
зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО).

Безъядерная зона —
зона, регион (район), на территории
которого в договорном порядке запрещено
размещение ядерного
оружия, средств его доставки к целям,
проведение испытаний и производства
ядерных боеприпасов. При этом ядерные
государства принимают на себя определённые
международно-правовые гарантии как в
отношении других государств, так и
собственных территорий, входящих в
безъядерные зоны.

Они обязуются не
применять ядерное оружие против
государств-участниц безъядерной зоны,
не вводить в эти страны кораблии
части, оснащённые ядерными боеприпасами
и ядерными энергетическими установками,
не передавать участникам зоны ядерное
оружие, не помогать им в создании своего
ядерного потенциала.

На 2009 год безъядерными
зонами были объявлены:

  • Район Антарктики(Договор
    1959 года);

  • Латинская
    Америка(Договор
    Тлателолько1967 года);

  • Южная часть Тихого
    океана(Договор Раротонга 1985 года);

  • Юго-Восточная Азия
    (Бангкокский
    договор1995 года);

  • Африка (Договор
    Пелиндаба 1996 года);

  • Средняя Азия
    (Семипалатинский договор 2007 года);

Статус безъядерного
государства имеют МонголияиБеларусь.

Создание безъядерных
зон способствует укреплению доверия
между государствами, обеспечению
безопасности, соблюдению режима
нераспространения ядерного оружия.

Соглашения
о безъядерных зонах имеют важные
международно-правовые признаки и каждый
свои обязанности — целью которых является:

  • прекращение
    распространения ядерного оружия;

    • борьба
      с ядерным терроризмом;

    • запрещение
      испытания ядерного оружия в обусловливаемых
      территориях;

    • запрещение
      производства ядерного оружия в
      обусловливаемых зонах иностранного
      производства;

    • запрещение
      транспортировок ядерного оружия через
      территорию обусловливаемой зоны;

    • развитие
      атомной индустрии в мирных целях.

Договор
о запрещении ядерного оружия в Латинской
Америке1967 г. (договор Тлателолко) стал
своего рода предтечей ДНЯО.К 1994 г. его
участниками являлись 27 латиноамериканских
и Карибских государств, принявших на
себя обязательство не испытывать, не
использовать, не производить и не
приобретать ядерное оружие. Была также
создана региональная организация,
следящая за соблюдением Договора,—
Агентство по запрещению ядерного орудия
в Латинской Америке (известного также
по испанскому сокращению ОПАНАЛ). Договор
вступит в силу для всего региона, когда
все находящиеся там государства подпишут
и ратифицируют Договор и два протокола
к нему, а также заключат соглашения о
всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ. Многие
государства тем не менее в одностороннем
порядке сняли данное условие об
универсальном членстве и ввели Договор
в силу в пределах своей юрисдикции.

Приняв
решение не дожидаться Бразилии, Аргентина
и Чили формально присоединились к
Договору (Аргентина — 18 января и Чили
— 28 января 1994 г.). Куба объявила о намерении
присоединиться к Договору, «когда это
сделают все остальные государства
региона».

Договор Раротонга

Восемь
членов Южнотихоокеанского форума
подписали Договор Раротонга в 1985 г.
Договор запрещает производство,
приобретение, хранение, размещение и
испытание любого ядерного взрывного
устройства Южнотихоокеанской безъядерной
зоны. В настоящее время Договор вступил
в силу для 11 из 15 членов форума.

Договор
Раротонга
 —
общее название Договора о безъядерной
зоне в южной части Тихого
океана,
согласно которому каждая сторона
обязуется «не
производить или не приобретать любым
путем, не владеть и не осуществлять
контроль над любыми ядерными взрывными
устройствами в любой форме где-либо в
пределах и за пределами безъядерной
зоны южной части Тихого океана»
.

Договор
был подписан на острове Раротонга,
где расположена столица Островов
Кука, 6
августа 1985
года следующими
южнотихоокеанскими
государствами: Австралией, Вануату,
Западным Самоа
(сейчас Самоа), Кирибати, Науру, Ниуэ, Новой
Зеландией, Островами
Кука, Папуа-Новой
Гвинеей, Соломоновым
Островами, Тонга, Тувалу и Фиджи.
В декабре 1991
года ими
же договор был ратифицирован.

Договор
состоит из 3 протоколов:

  1. Протокол
    1 обязывает государства, подписавшие
    договор и чьи территории расположены
    в безъядерной зоне южной части Тихого
    океана, не допускать действий, «указанных
    в статьях 3, 5 и 6, в той мере, в какой они
    относятся к производству, размещению
    и испытанию любых ядерных устройств в
    пределах этих территорий»
    .

  2. Протокол
    2 обязывает государства, подписавшие
    договор, не применять и не угрожать
    применением любого ядерного устройства
    против сторон договора.

  3. Протокол
    3 обязывает стороны не проводить ядерные
    испытания где бы то ни было в безъядерной
    зоне южной части Тихого океана.

25
марта 1996
года в
столице Фиджи городе Сува договор
подписали США, Франция и Великобритания.
Однако ратифицирован он был значительно
позже (Франция, например, 10
сентября 1996
года,
а Великобритания – 19
сентября 1997
года),
а США до сих пор этого и не сделали. Китай
подписал и ратифицировал Протоколы 2 и
3 в 1987 году.

СССР подписал
Протоколы 2 и 3 15
декабря 1986
года и
ратифицировал 21
апреля 1988
года.

Договор
о безъядерной зоне в южной части Тихоого
океана (South Pacific Nuclear Free Zone Treaty). Открыт
для подписания государствами – членами
Южно-Тихоокеанского форума 6 августа
1985 г., вступил в силу 11 декабря 1986 г. На
1 января 2008 г. имеет 13 региональных
участников; распространяется на зону,
ограниченную с севера примерно линией
экватора, а на западе – пределами
Австралии, примыкающую на востоке к
латиноамериканской зоне, свободной от
ядерного оружия, а на юге – кд
емилитаризованной зоне Антарктики.
Договор получил название по месту
подписания – о. Раротонга, на котором
расположена Аваруа, столица о-вов Кука.
В соответствии со Ст. 12 Р. д., в мае 1987 г.
право на его подписание (не реализованное
к 2008 г.) было предоставлено Республике
Маршалловы острова и Федеративным
Штатам Микронезии, а в 1994 г. – Палау.

8
августа 1986 г. были одобрены
государствами-участниками и в декабре
открыты для подписания три протокола
к Р. д. СССР присоединился к Протоколам
2 и 3 в 1986 г., Китай – в 1987 г., приняв тем
самым обязательства не применять и не
угрожать применением любого ядерного
взрывного устройства (ЯВУ) в регионе, а
также не проводить здесь испытаний ЯВУ.
Для США, Великобритании и Франции были
открыты для подписания все три протокола.
Из-за позиции Франции, осуществлявшей
в регионе до 1996 г. ядерные испытания
(см. Ядерное
испытание),
западные державы пошли на подписание
протоколов лишь 25 марта 1996 г. (на 1 января
2008 г. получены все необходимые
ратификационные грамоты, лишь США не
ратифицировали три протокола).

В
Ст. 1.с Р. д. дано определение понятию
«ядерное взрывное устройство», которое
«означает любое ядерное оружие или
другое взрывное устройство, способное
выделять ядерную энергию независимо
от цели, для которой оно может быть
использовано». К нововведениям Р. д.
относится введение понятия «международная
система нераспространения ядерного
оружия», которая основана на Договоре
о нераспространении ядерного оружия
(ДНЯО, 1968 г.) и системе гарантий МАГАТЭ
(Ст. 4.b). Стороны обязались оказывать
поддержку сохранению эффективности
этой международной системы. Другой
новацией стала Ст. 7 «Недопущение
захоронения отходов», в которой речь
идет только о захоронении в море, хотя
в Преамбуле Р. д. выражена решимость
оградить всю окружающую среду региона
от заражения радиоактивными отходами
и другими радиоактивными веществами.

В
Р. д. (Ст. 5.2) за каждой стороной сохранена
свобода принятия решения о том, разрешать
ли заходы в ее порты и на ее аэродромы
иностранных судов и летательных
аппаратов, если на их борту предполагается
наличие ядерного оружия (проблема
транзита).

Система
контроля по Ст. 8 и Приложению 2
предусматривает применение к мирной
ядерной деятельности гарантий МАГАТЭ.
Контрольный режим дополняется системой
отчетов, обмена информацией и консультаций,
процедурой обжалования. В случае
нарушения любой из сторон положений
или для духа Договора», остальные Р. д.,
«являющегося существенным участники
имеют право выхода из для достижения
целей Договора него (Ст. 13.1).

 ДОГОВОР
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЮЖНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА
БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНОЙ (ДОГОВОР РАРАТОНГА)
открыт для подписания с 6 августа 1985 г.
Вступил в силу 11 декабря 1986 г. Участниками
Договора являются 12 государств. Участники
Договора обязались не приобретать, не
владеть, не производить, не испытывать
ядерное оружие, не допускать захоронения
радиоактивных отходов и не осуществлять
контроль над любыми ядерными взрывными
устройствами в пределах безъядерной
зоны.

Границы
безъядерной зоны, определенной Договором,
простираются от западной части Австралии
до восточной границы зоны, свободной
от ядерного оружия в Латинской Америке,
и от экватора до границ демилитаризованной
зоны Антарктики на юге.

Составной
частью Договора являются три протокола.
Протокол I регламентирует выполнение
основных положений Договора государствами,
не входящими в зону, но обладающими
юрисдикцией над территориями зоны.

Протокол
II обязывает пять государств, обладающих
ядерным оружием, не угрожать применением
ядерного оружия участникам Договора и
не применять его против них.

Протокол
III обязывает пять государств, обладающих
ядерным оружием, не проводить ядерные
испытания в пределах зоны.

СССР
ратифицировал протоколы II и III, Китай
их подписал, США, Великобритания и
Франция заявили, что не намерены
становиться участниками протоколов к
Договору, но США и Великобритания
отметили, что осуществляют свою
деятельность в регионе в соответствии
с положениями протоколов. Негативное
отношение Франции к Договору Раротонга
обусловлено ее планами проведения
ядерных испытаний на атоллах Муруроа
и Фангатауфа, расположенных в южной
части Тихого океана.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бангкокский договор — Договор о безъядерной зоне в юго-восточной Азии. Договор открыт для подписания с 15 декабря 1995 года. Вступил в силу 28 марта 1997.

В договоре участвуют 10 государств — Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. К настоящему времени никто из стран, официально обладающих ядерным оружием, не подписал протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны.

Договор о зоне заключен на постоянной основе и срок действия не оговорен. Договором подразумевается создание Комиссии по безъядерной зоне в юго-восточной Азии и Исполнительного Комитета. Обязательства по договору аналогичны обязательствам по остальным БЗ, в том числе запрет на захоронение ядерных отходов в море, и запрет на любые ядерные взрывы. В БЗ по договору входят территории государств, континентальные шельфы, а также исключительную экономическую зону сторон.

Контроль за исполнением договора ведется с помощью предоставления отчетов, а также применяются наблюдатели МАГАТЭ. Разрешение движения иностранных кораблей и самолетов с ядерными зарядами на борту остается на усмотрение стран-участников договора. Протокол открыт для подписания Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США. Они возьмут на себя принимать во внимание Договор и не содействовать любому акту, который противоречит договору. Они также обязуются не использовать и не угрожать использованием ядерного оружия государствам БЗ, а также на территории БЗ.

В июле 1999 министры иностранных дел государств-участников впервые собрались в составе комиссии по безъядерной зоне в юго-восточной Азии. Комиссия постановила подготовить предварительные правила всех необходимых действий в соответствии с соглашением, в том числе консультации с ядерными державами, МАГАТЭ и другими заинтересованными сторонами. Работа комиссия была осуществлена одновременно с региональным форумом АСЕАН в Сингапуре. На этой встречи Китай согласился подписать протоколы, как и Индия. Однако Индия не попадает под определение ядерной державы в договоре о нераспространении ядерного оружия, поэтому разрешить Индии подписать протокол было бы юридическим нарушением обоих договоров.

Идея создания БЗ была озвучена еще в 1971 году, когда 5 участников встречи АСЕАН в Куала Лумпур подписали декларацию зоны АСЕАН как зоны мира, свободы и нейтральности. Бангкокский договор – серьёзный шаг на пути становления этой зоны.

Этот договор содержит 2 элемента, которые выходят за рамки традиционных договоров о БЗ:

  1. Зона включает не только территории стран-участников, но также континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (200 миль)
  2. На ядерные державы налагается обязательство не использовать ядерное оружие против любой страны-участницы на территории соглашения.

В остальных аспектах этот договор повторяет предыдущие. Поэтому же ядерные державы не подписали протоколы из-за протестов против включения континентального шельфа и исключительной экономической зоны, и против ограничения не использовать ядерные оружие в зоне и из зоны против целей за ее пределами.

Бангкокский договор не имеет специального секретариата, но комиссия на уровне министров иностранных дел и группа экспертов следит за исполнением договора.

Нет установленной даты воплощения договора, но стратегия АСЕАН до 2020 подразумевает, что все ядерные державы останутся верными протоколу и регион сможет быть свободным от ОМУ.

Договор о создании азиатской зоны, свободной от ядерного оружия, или Бангкокский договор 1995 года — это договор о ядерном оружии между 10 азиатскими государствами-членами под эгидой ASEFZ: Myboei, Brundarussalams, Singaphash, Maybaussia, Phamsia, Phamspices

Зона представляет собой зону, территории государств и их соответствующие континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (ИЭЗ); «Территория» означает сухопутную территорию, внутренние воды, территориальные морские, архипелажные воды, морское дно и его субпочту и воздушное пространство над ними.

Договор включает протокол, в соответствии с которым пять государств, обладающих ядерным оружием, признанных Договором о неразглашении ядерного оружия (НПТ), а именно Китай, Соединенные Штаты, Франция, Россия и Соединенное Королевство (которые также являются пятью постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций), обязуются соблюдать Договор и не способствуют нарушению его государствами-участниками.

Предыстория

Работа по созданию будущей Азиатской зоны, свободной от ядерного оружия, была начата 27 ноября 1971 года, когда 5 первоначальных членов Ассоциации азиатских государств (ASEAN), иа, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда встретились в Куала-Лампуре, Малайзийской зоне мира и безопасности. Одной из целей ASEAN было также создание СЕАСФЗ.

Однако из-за политической атмосферы в то время, в том числе ривалриев среди членов и в регионе и холодной войны, было менее страшно тогда учредить SEATHFZ. Таким образом, официальное предложение о создании безъядерного региона было отложено до 1990-х годов, после окончания холодной войны и урегулирования, и государства-члены возобновили усилия по денуклиаризации. После проведения переговоров и доработки договора для SEEFZ рабочей группой ASEAN, договор SEEFZ, наконец, был подписан главами правительств 10 государств-членов ASEAN в Бангкоке 15 декабря 1995 года. Договор вступил в силу 28 марта 1997 года после того, как все государства-члены, за исключением одного, ратифицировали его. Он вступил в силу 21 июня 2001 года после того, как Филиппины ратифицировали его, фактически запретив все ядерное оружие в регионе. В 2014 году на заседании Комиссии по Договору о ЗЭФЗ министры рассмотрели ход реализации Плана действий по укреплению Договора о ЗЭФЗ на 2013-2017 годы, подтвердив при этом свою приверженность сохранению ЗЭП в качестве зоны, свободной от ядерного оружия.

Ли штатов

Членство

Протокол

Договор СЕАСФЗ имеет протокол, который открыт для подписания пятью признанными государствами, обладающими ядерным оружием: Китаем, Францией, Россией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Протокол обязывает эти государства не способствовать какому-либо нарушению договора и не применять или не применять ядерное оружие в пределах зоны.

По состоянию на апрель 2015 года ни один из пяти не подписал протокол СЕАСФЗ, но в ноябре 2011 года они договорились с государствами ASEAN о шагах, которые позволят им сделать это.

См. также

  • Ядерное разоружение
  • Зона, свободная от ядерного оружия
  • Договор о нераспространении ядерного оружия
  • Зона мира, свободы и нейтральности
  • ASEAN
  • Аст Азия

Внешние связи

  • Текст договора в ASEAN
  • Бангкокский договор в WMD411
  • Текст договора ОПАНАЛ
  • Бангкокский договор (в алфавитном порядке) в ЮНОДА

Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) был подписан 10 странами региона 15 декабря 1995 г. и вступил в силу 27 марта 1997 г.К 1999 г. он был ратифицирован всеми подписавшими государствами. В договоре участвуют 10 государств. К настоящему времени никто из стран, официально обладающих ядерным оружием, не подписал протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны.

Бангкокский договор напоминает предшествующие документы о создании ЗСЯО, вместе с тем ряд проблем поставлен или решен оригинально. Определение понятия «ядерное оружие» (ст. 1.с Договора) фактически приравнивает его к понятию «ядерное взрывное устройство» и тем самым снимает вопросы о возможности МЯВ. Вслед за участниками Договора Раротонга стороны Бангкокского договора обязуются постоянно поддерживать действенность «международной системы нераспространения», основывающейся на ДНЯО и системе гарантий МАГАТЭ (ст. 4.2.d). От государств-участников требуется заключить соглашение с МАГАТЭ о гарантиях не позднее, чем через 18 месяцев после вступления договора в силу (ст. 5). Система гарантий МАГАТЭ подкрепляется на региональной основе отчетами и обменом информацией, процедурой разрешения споров. Особенностью Бангкокского договора является более развитая, в сравнении с предшествующими аналогами, система запросов о разъяснении и расследовательских миссий (ст. 10.с, 10.d, 12, 13 и Приложение). Ядерный экспорт и проблема транзита решена примерно так же, как в Договоре Раротонга.

Нововведением являются обязательства государств-участников, желающих приступить к осуществлению собственной мирной ядерной программы, «подвергнуть эту программу строгой проверке с точки зрения ядерной безопасности, следуя установкам и стандартам, рекомендованным МАГАТЭ» (ст. 4.2.b), и обязательство о присоединении к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. (ст. 6). Запрещено избавляться от радиоактивных отходов или материалов на суше, однако не затрагивается право на захоронение таких отходов и материалов «в соответствии со стандартами и процедурами МАГАТЭ» в земле на собственной территории или на территории другого согласного государства, если речь идет о мирном использовании ядерной энергии. Оригинальнымявляется обязательствоучастников не совершать, не способствовать и не поощрять «какие-либо оплачиваемые действия» в нарушение основных положений Договора (включая захоронение в море или выпуск в атмосферу радиоактивных отходов), а также не просить и не получать какой- либо помощи в совершении таких оплачиваемый действий (ст. 3.4).

Для наблюдения за осуществлением Договора и обеспечения соблюдения его положений учреждена Комиссия по безъядерной зоне Юго-Восточной Азии и Исполнительный комитет как вспомогательный орган Комиссии (ст. 8-9).

Одновременно с Бангкокским договором был открыт для подписания ЯОГ протокол к нему, согласно которому они обязуются, в частности, не применять или не угрожать применением ядерного оружия против любого государства-участника Договора, а также в пределах ЗСЯО. ЯОГ, однако, пока воздерживаются от подписания протокола, что связано с положениями статей 1.а и 2.1 Договора, которые распространяют действие документа на «исключительные экономические зоны» стран-участниц, простирающиеся, как правило, на 200 морских миль за пределы береговой черты (а не на 12 миль, обычных для территориальных вод).

Договор о безъядерной зоне в Африке (Договор Пелиндаба)

11 апреля 1996 г. в Каире был открыт для подписания Договор о безъядерной зоне в Африке.Договор известен также, как Договор Пелиндаба (городок в ЮАР), по месту согласования текста к июню 1995 г. Текст Договора Пелиндаба был разработан назначенной ООН группой экспертов ОАЕ.

Главным препятствием на пути к заключению Договора до конца 1980-х гг. оставалась политика ЮАР. Радикальное изменение этой позиции произошло 26 февраля 1990 г., когда президент ЮАР дал указание о ликвидации шести единиц ядерного оружия, созданного в 1979-1989 гг. После конверсии военных ядерных объектов и присоединения ЮАР к ДНЯО выработка документа о ЗСЯО не выявила серьезных противоречий. Договор подписали 50 из 53 африканских государств (кроме Мадагаскара, Сомали и Экваториальной Гвинеи), но в силу он пока не вступил (вступит в силу в день сдачи на хранение двадцать восьмой ратификационной грамоты). Лишь 15 государств Африки ратифицировали Договор.

Создатели этого договора тщательно изучили и использовали предшествующие международно-правовые акты. Чтобы подчеркнуть свою убежденность в отсутствии ядерного оружия в Африке, создатели договора, подобно авторам Договора Раротонга, пользуются термином «ядерное взрывное устройство» (независимо от целей его возможного использования), охватывающим и ядерное оружие, и другие ЯВУ, в том числе в разобранной или частично собранной форме (ст. 1.с). Специальная статья 6 посвящена «декларированию, демонтажу, уничтожению или переводу на мирные нужды ядерных взрывных устройств и предприятий по их производству», что также связано с южно-африканским опытом. В отличие от предыдущих договоров, Договор Пелиндаба не распространяется на океанические районы за пределами территориальных вод участников. По требованию африканского государства Маврикий, претендующего на удерживаемый Великобританией архипелаг Чагос, он включен в состав африканской ЗСЯО. В число островов архипелага входит Диего-Гарсия, на котором развернута военная база США.

Новыми элементами на пути совершенствования текстов договоров о ЗСЯО стали обязательства участников договора Пелиндаба декларировать любую имеющуюся возможность производства ЯВУ (ст. 6.а) и поддерживать высочайший уровень безопасности и эффективную физическую сохранность ядерных материалов, объектов и оборудования (ст. 10). Договор Пелиндаба – единственный из договоров о создании ЗСЯО, предусматривающий запрещение исследований «в отношении любого ядерного взрывного устройства любыми средствами и в любом месте» (ст. 3.а). Статья 3.с, подобно соответствующему положению Договора Тлателолко, восполняет пробел ДНЯО и распространяет на НЯОГ обязательство «не предпринимать каких-либо действий для оказания помощи или поощрения к исследованиям, разработке, производству, накоплению или приобретению любого ядерного взрывного устройства». Интересно, что африканский договор – единственный среди договоров о ЗСЯО, специально запрещающий накопление/хранение ЯВУ.

Оригинальным стало положение Договора Пелиндаба, запрещающее вооруженное нападение средствами обычного или иного оружия на ядерные объекты в африканской зоне (ст. 11).

Более жесткую позицию, чем в предшествующих документах, заняли составители африканского договора по вопросу о захоронении радиоактивных отходов: оно целиком запрещено в пределах ЗСЯО, причем стороны обязались эффективно осуществлять меры, предусмотренные Конвенцией «О запрещении импорта в Африку и контроле провоза через границы и утилизации опасных отходов в пределах Африки» в части, касающейся РАО (ст. 7).

Для обеспечения выполнения обязательств по Договору участники учредили Африканскую комиссию по ядерной энергии (ст. 12, Приложение III). Приложение II к Договору предусматривает, что гарантии МАГАТЭ в государствах-участниках должны носить полномасштабный характер, т.е. относиться к материалам во всей ядерной деятельности соответствующих государств, контроль МАГАТЭ дополняется региональной системой отчетов и обменов информацией, консультаций и конференций.

Три протокола к Договору открыты для подписания внеафриканскими государствами. Россия подписала Протокол I (не применять или не угрожать применением ЯВУ) и Протокол II (не испытывать, не оказывать содействия и не поощрять испытания ЯВУ) в ноябре 1996 г. (остальные ЯОГ – в апреле 1996 г.). Протокол III адресован Франции и Испании и обязывает их обеспечивать применение гарантий и выполнять статьи 3-10 Договора в отношении территорий в ЗСЯО, за которые они де-юре или де-факто несут международную ответственность. Франция (в отличие от Испании) подписала и ратифицировала Протокол III, как и два других протокола. В целом лишь Франция и Китай ратифицировали подписанные протоколы к Договору.

8 сентября 2006 г. был подписан Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Новая зона охватывает территории Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. По месту подписания этот Договор часто именуют Семипалатинским договором. Основные его положения аналогичны обязательствам договоров о создании ЗСЯО в других регионах мира. Особое внимание в Семипалатинском договоре уделяется экологическим проблемам: реабилитации территории Семипалатинского полигона, где СССР проводил большую часть ядерных испытаний, а также обязательствам не производить захоронение на территории государств-участников радиоактивных отходов других государств.

Россия и Китай поддержали Семипалатинский договор. Три других государства, официально обладающие ядерным оружием – США, Великобритания и Франция, – выдвинули ряд возражений, в первую очередь против ст. 12 Семипалатинского договора, в которой содержится положение, что этот Договор не влияет на права и обязанности сторон по предыдущим международным договорам. Это положение, по мнению этих западных стран, открывает России теоретическую возможность обойти Семипалатинский договор, поскольку все участники этого Договора, кроме Туркмении, одновременно являются участниками и Договора о коллективной безопасности 1992 г. (ДКБ). Согласно ст. 4 ДКБ, агрессия со стороны какого-либо государства или группы государств в отношении участника этого Договор будет рассматриваться как агрессия против всех стран-участниц. В этом случае все остальные союзники обязываются предоставить такой стране необходимую помощь, включая военную. Таким образом, не исключается и применение Россией ядерного оружия. Как считают западные ядерные державы, это не дает, основания признать Центральную Азию в качестве зоны, свободной от ядерного оружия. Семипалатинский договор вступил в силу после завершения процесса его ратификации странами-участницами в марте 2009 г. Однако сомнения относительно его широкого признания остаются.

Монголия официально получила статус безъядерного государства. Соответствующую совместную декларацию 17 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписали постоянные представители при ООН стран ядерной «пятерки», а также представитель Монголии при организации.

В 1996 году Белоруссия объявила себя безъядерным государством, но официально на уровне ООН этот статус она не получила.



Бангкокский договор — договор о безъядерной зоне в юго-восточной Азии. Договор открыт для подписания с 15 декабря 1995 года. Вступил в силу 28 марта 1997 года.

Участники[ | код]

В договоре участвуют 10 государств: Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. К настоящему времени никто из стран, официально обладающих ядерным оружием, не подписал протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны.

Срок действия[ | код]

Договор заключен на постоянной основе и срок действия не оговорен.

Содержание[ | код]

Договором предполагается создание Комиссии по безъядерной зоне в юго-восточной Азии и Исполнительного Комитета.

Обязательства по договору аналогичны обязательствам по остальным БЗ, в том числе запрет на захоронение ядерных отходов в море, и запрет на любые ядерные взрывы. В БЗ по договору входят территории государств, континентальные шельфы, а также исключительную экономическую зону сторон.

Контроль за исполнением договора ведется с помощью предоставления отчетов, а также применяются наблюдатели МАГАТЭ. Разрешение движения иностранных кораблей и самолетов с ядерными зарядами на борту остается на усмотрение стран-участников договора. Протокол открыт для подписания Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США. Они возьмут на себя принимать во внимание Договор и не содействовать любому акту, который противоречит договору. Они также обязуются не использовать и не угрожать использованием ядерного оружия государствам БЗ, а также на территории БЗ.

В июле 1999 года министры иностранных дел государств-участников впервые собрались в составе комиссии по безъядерной зоне в юго-восточной Азии. Комиссия постановила подготовить предварительные правила всех необходимых действий в соответствии с соглашением, в том числе консультации с ядерными державами, МАГАТЭ и другими заинтересованными сторонами. Работа комиссия была осуществлена одновременно с региональным форумом АСЕАН в Сингапуре. На этой встречи Китай согласился подписать протоколы, как и Индия. Однако Индия не попадает под определение ядерной державы в договоре о нераспространении ядерного оружия, поэтому разрешить Индии подписать протокол было бы юридическим нарушением обоих договоров.

Идея создания БЗ была озвучена еще в 1971 году, когда 5 участников встречи АСЕАН в Куала Лумпур подписали декларацию зоны АСЕАН как зоны мира, свободы и нейтральности. Бангкокский договор — серьёзный шаг на пути становления этой зоны.

Этот договор содержит 2 элемента, которые выходят за рамки традиционных договоров о БЗ:

  1. Зона включает не только территории стран-участников, но также континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (200 миль)
  2. На ядерные державы налагается обязательство не использовать ядерное оружие против любой страны-участницы на территории соглашения.

В остальных аспектах этот договор повторяет предыдущие. Поэтому же ядерные державы не подписали протоколы из-за протестов против включения континентального шельфа и исключительной экономической зоны, и против ограничения не использовать ядерные оружие в зоне и из зоны против целей за её пределами.

Исполнение[ | код]

Бангкокский договор не имеет специального секретариата, но комиссия на уровне министров иностранных дел и группа экспертов следит за исполнением договора.

Нет установленной даты воплощения договора, но стратегия АСЕАН до 2020 подразумевает, что все ядерные державы останутся верными протоколу и регион сможет быть свободным от ОМУ.

произношение

n. denuclearized zone

Пример Предложения

Запрет на ядерные испытания предусмотрен также в Договоре о безъядерной зоне южной части Тихого океана и в Законе Новой Зеландии 1987 года о безъядерной зоне, разоружении и контроле над вооружениями.

A ban on nuclear testing is also included in the South Pacific Nuclear-Free-Zone Treaty and the New Zealand Nuclear Free Zone, Disarmament and Arms Control Act of 1987.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Все государства — члены зоны являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Кроме того сотрудничество между безъядерной зоной в Южной Атлантике и странами, подписавшими Договор Раротонга и Бангкокский договор, сделает реальной перспективу избавления Южного полушария от ядерного оружия.

All States members of the zone are parties to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons. Furthermore, cooperation between a denuclearized South Atlantic zone and the countries of the Rarotonga and Bangkok Treaties would make possible the prospect of a southern hemisphere free from nuclear weapons.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Несмотря на то, что Корейская Народно-Демократическая Республика провела ядерное испытание из-за Соединенных Штатов Америки, ее готовность превратить полуостров в безъядерную зону посредством диалога и переговоров осталась неизменной.

Although the Democratic People’s Republic of Korea conducted the nuclear test due to the United States, it remains unchanged in its will to denuclearize the peninsula through dialogue and negotiations.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Отказываясь от двусмысленности и доставая из «подвала» свою собственную бомбу, Израиль мог бы более убедительно утвердить свою способность ядерного сдерживания и, что более важно, способствовать серьезному обсуждению необходимости создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке.

By abandoning ambiguity and taking its own bomb out of the «basement,» Israel might be able to affirm its capacity for nuclear deterrence more convincingly, and, more importantly, enhance a serious debate about the urgency of a nuclear-free zone in the Middle East.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Приверженность Египта созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке никогда не вызывала сомнения.

Egypt’s commitment to the establishment of a nuclear-weapon-free zone in the Middle East is unquestionable.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Примерами могут служить договор о разоружении, договор о безъядерной зоне или любой другой договор, выполнение обязательств по которому всеми участниками в значительной степени зависит от их выполнения и требует их выполнения каждым участником.

Examples include a disarmament treaty, a nuclear free zone treaty, or any other treaty where each parties’ performance is effectively conditioned upon and requires the performance of each of the others.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

История доказывает, что самым последовательным борцом за объявление полуострова безъядерной зоной является Корейская Народно-Демократическая Республика.

History goes to prove that the Democratic People’s Republic of Korea is the very advocator of the denuclearization of the Peninsula.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

В июне Северная Корея передала перечень своих ядерных объектов в Министерство иностранных дел Китая в рамках процесса превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.

In June, North Korea submitted a list of its nuclear assets to the Chinese Foreign Ministry, as part of the process to denuclearize the Korean peninsula.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Новая Зеландия также создала новозеландскую безъядерную зону и, несмотря на международное давление, сохраняет ее.

New Zealand has also created a New Zealand Nuclear Free Zone, and sustained it against international pressure.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

Новая Зеландия является полноправным участником Договора 1985 года о безъядерной зоне южной части Тихого океана.

New Zealand is a full party to the South Pacific Nuclear Free Zone Treaty of 1985.

pronunciation
pronunciation
pronunciation
Сообщить об ошибке!

(Бангкок, 15 декабря 1995 г.)

Договор о зоне, свобод ной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (Treaty on the Southeast Asia Nuclear-Weapon-Free Zone). Подписан 10 странами региона (Бирма, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) 15 декабря 1995 г. в Бангкоке (Таиланд) [отсюда название]. Вступил в силу 27 марта 1997 г. (ратифицирован всеми подписавшими его государствами). Ядерные державы не подписали Протокол к договору, где, в частности, содержится обязательство «не прибегать к применению или угрозе применения ядерного оружия в зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии» (Ст. 2). Ядерные державы не удовлетворены определением понятия зоны, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в Юго-Восточной Азии, данным в Ст. 1.а и 2.1 Договора, охватывающим, помимо территорий стран-участниц, «их соответствующие континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (ИЭЗ)». Переговоры между ядерными державами и государствами – участниками договора до 1 января 2009 г. не привели к устранению разногласий.

Определение понятия ядерного оружия (Ст. 1.с) фактически приравнивает его к понятию ядерного взрывного устройства и тем самым снимает вопросы о возможности ядерных взрывов в мирных целях.

Стороны договора обязуются содействовать сохранению эффективности международной системы нераспространения, основывающейся на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и системе гарантий МАГАТЭ (Ст. 4.2.d). От государствучастников требуется заключить соглашение с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях не позднее, чем через 18 мес. после вступления договора в силу (Ст. 5). На 1 января 2008 г. такие соглашения действовали для всех участников Договора. Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины подписали с МАГАТЭ Дополнительный протокол о гарантиях, однако лишь Индонезия ввела его в действие. Система гарантий МАГАТЭ подкрепляется на региональной основе отчетами и обменом информацией, процедурой разрешения споров.

Особенностью договора является развитая система запросов о разъяснении и расследовательских миссиях (Ст. 10.2.с, 10.2.d, 12, 13 и Приложение). В соответствии со Ст. 7 государство-участник может, в частности, самостоятельно принимать решение о приеме иностранных судов и летательных аппаратов в своих портах и на аэродромах (проблема транзита ядерного оружия).

Нововведением договора являются обязательства государств-участников, желающих приступить к осуществлению собственной мирной ядерной программы, «провести тщательную оценку своей программы на предмет обеспечения ядерной безопасности в соответствии с руководящими принципами и нормами, рекомендованными МАГАТЭ» (Ст. 4.2.b), и закрепленное в Ст. 6. обязательство о присоединении к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. (см. о ней в ст. Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и об оперативном оповещении о ядерной аварии). Запрещено избавляться от радиоактивных отходов или материалов на суше, однако не затрагивается право на захоронение таких отходов и материалов «в соответствии с нормами и процедурами МАГАТЭ» в земле на собственной территории или на территории другого согласного государства, если речь идет о мирном использовании ядерной энергии, в частности, в целях «экономического развития и социального прогресса» (Ст. 3.3, 4.1 и 4.2.е).

Государства — участники настоящего Договора,

желая способствовать реализации целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций;

преисполненные решимости предпринять конкретные действия, которые будут способствовать прогрессу в направлении всеобщего и полного ядерного разоружения и укрепления международного мира и безопасности;

вновь подтверждая стремление государств Юго-Восточной Азии к поддержанию мира и стабильности в регионе в духе мирного сосуществования, взаимопонимания и сотрудничества, о котором было заявлено в различных коммюнике, декларациях и других правовых документах;

ссылаясь на Декларацию о зоне мира, свободы и нейтралитета (ЗМСН), подписанную 27 ноября 1971 года в Куала-Лумпуре, и Программу действий ЗМСН, принятую в июле 1993 года в Сингапуре на 26-й встрече на уровне министров стран АСЕАН;

будучи убежденными, что создание зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии как существенного компонента ЗМСН будет способствовать упрочению безопасности государств, входящих в зону, и укреплению международного мира и безопасности в целом;

вновь подтверждая важное значение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) для предотвращения распространения ядерного оружия и содействия укреплению международного мира и безопасности;

ссылаясь на статью VII ДНЯО, в которой признается право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях;

ссылаясь на Заключительный документ десятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в котором поощряется образование зон, свободных от ядерного оружия;

ссылаясь на Принципы и Цели ядерного нераспространения и разоружения, одобренные на Конференции 1995 года участников по рассмотрению и продлению действия Договора, согласно которым сотрудничество всех ядерных государств и соблюдение и поддержка ими соответствующих протоколов имеют важное значение для обеспечения максимальной эффективности настоящего Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, и соответствующего Протокола к нему;

преисполненные решимости защищать регион от загрязнения окружающей среды и опасности, которую представляют радиоактивные отходы и другие радиоактивные материалы,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Использование терминов

Для целей настоящего Договора и Протокола к нему:

а) «зона, свободная от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии», далее именуемая «зона», означает район, включающий территории всех государств Юго-Восточной Азии, а именно: Брунея-Даруссалама, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин, а также их соответствующие континентальные шельфы и исключительные экономические зоны (ИЭЗ);

b) «территория» означает сушу, внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морское дно и его недра, а также воздушное пространство над ними;

с) «ядерное оружие» означает любое взрывное устройство, которое способно высвобождать ядерную энергию неконтролируемым образом, но не включает транспортных средств или средств доставки такого устройства, если последние могут отделяться от него и не являются его неотъемлемой частью;

d) «размещать» означает развертывать, располагать, помещать, устанавливать, накапливать или хранить;

е) «радиоактивные материалы» означает материалы, в которых содержание радионуклидов превышает уровни в отношении разрешения или освобождения, рекомендуемые Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ);

f) «радиоактивные отходы» означает материалы, содержащие радионуклиды или зараженные радионуклидами, концентрация или активность которых превышает уровни в отношении разрешения, рекомендуемые МАГАТЭ и не подлежащие использованию; и

g) захоронение означает:

i) любое преднамеренное удаление в море, включая размещение на морском дне и в недрах, радиоактивных отходов или иных веществ с судов, летательных аппаратов, платформ или других сооруженных в море конструкций, а также

ii) любое преднамеренное удаление в море, включая размещение на морском дне и в недрах, судов, летательных аппаратов, платформ или других сооруженных в море конструкций, содержащих радиоактивные материалы, но не включает удаление отходов или иных веществ, связанных с нормальной эксплуатацией судов, летательных аппаратов, платформ или других сооруженных в море конструкций и их оборудования или образующихся в результате таковой и не являющихся отходами или иными веществами, перевозимыми судами или летательными аппаратами или доставляемыми на платформы, или сооруженные в море конструкции, которые эксплуатируются с целью удаления таких веществ, или образующимися в результате очистки таких отходов или иных веществ на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях.

Статья 2

Сфера действия Договора

1. Сферой действия настоящего Договора и Протокола к нему являются территории, континентальный шельф и ИЭЗ государств-участников в пределах зоны, в которой он имеет силу.

2. Ничто в настоящем Договоре не ущемляет прав любого государства или осуществления этих прав любым государством согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций 1982 года по морскому праву, в частности в отношении свободы открытого моря, прав мирного прохода, архипелажного прохода по морским коридорам или транзитного прохода судов и летательных аппаратов, и в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Статья 3

Основные обязательства

1. Каждое государство-участник обязуется в любом месте внутри или за пределами зоны:

а) не разрабатывать, не производить или не приобретать иным способом, не обладать или не осуществлять контроль над ядерным оружием;

b) не размещать или не перевозить ядерное оружие с помощью любых средств; или

с) не проводить испытаний или не применять ядерное оружие.

2. Каждое государство-участник обязуется также не разрешать на своей территории какому-либо другому государству:

а) разрабатывать, производить или приобретать иным способом, обладать или осуществлять контроль над ядерным оружием;

b) размещать ядерное оружие;

с) проводить испытания или применять ядерное оружие.

3. Каждое государство-участник обязуется также:

а) не сбрасывать в море или в атмосферу где либо внутри зоны любые радиоактивные материалы или отходы;

b) не удалять радиоактивные материалы или отходы на суше на территории или под юрисдикцией других государств, за исключением случаев, оговоренных в пункте 2 е статьи IV; или

с) не разрешать в пределах своей территории любому другому государству сбрасывать в море или в атмосферу любые радиоактивные материалы или отходы.

4. Каждое государство-участник обязуется:

а) не запрашивать или не получать какого-либо содействия в совершении каких-либо действий в нарушение положений пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи, или

b) не предпринимать каких-либо действий, содействующих или поощряющих совершение каких-либо действий в нарушение положений пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 4

Использование ядерной энергии в мирных целях

1. Ничто в настоящем Договоре не ущемляет права государств-участников использовать ядерную энергию, в частности, для их экономического развития и социального прогресса.

2. В связи с этим каждое государство-участник обязуется:

а) использовать исключительно в мирных целях ядерные материалы и устройства, находящиеся в пределах его территории и районов под его юрисдикцией и контролем;

b) перед тем, как приступить к осуществлению своей программы развития мирной ядерной энергетики, подвергнуть свою программу тщательной оценке на предмет ядерной безопасности в соответствии с руководящими принципами и нормами, рекомендованными МАГАТЭ в отношении охраны здоровья и сведения к минимуму опасности для жизни и имущества согласно пункту 6 статьи III Устава МАГАТЭ;

с) предоставлять по запросу другому государству-участнику результаты оценки, за исключением информации, касающейся персональных данных, информации, охраняемой согласно правам на интеллектуальную собственность или принципу неразглашения промышленной или коммерческой тайны, а также информации, касающейся вопросов национальной безопасности;

d) поддерживать постоянную эффективность международной системы нераспространения, основанной на Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и системе гарантий МАГАТЭ; и

е) удалять радиоактивные отходы и другие радиоактивные материалы в соответствии со стандартами и процедурами МАГАТЭ на суше в пределах своей территории или на суше в пределах территории другого государства, согласившегося на такое удаление.

3. Каждое государство-участник, далее, обязуется не предоставлять исходные или специальные расщепляющиеся материалы или оборудование или материалы, специально предназначенные или подготовленные для обработки, использования и производства специальных расщепляющихся материалов:

а) любому государству, не обладающему ядерным оружием, когда это осуществляется при условии соблюдения гарантий, предусмотренных пункте 1 статьи III ДНЯО; или

b) любому государству, обладающему ядерным оружием, за исключением случаев, когда это осуществляется согласно соответствующим соглашениям с МАГАТЭ о гарантиях.

Статья 5

Гарантии МАГАТЭ

Каждое государство-участник, которое еще не сделало этого, заключает с МАГАТЭ соглашение о применении полномасштабных гарантий в отношении своей мирной ядерной деятельности не позднее, чем через 18 месяцев после вступления Договора в силу для этого государства-участника.

Статья 6

Оперативное оповещение о ядерной аварии

Каждое государство-участник, которое еще не присоединялось к Конвенции об оперативном оповещании о ядерной аварии, принимает меры для того, чтобы сделать это.

Статья 7

Иностранные суда и летательные аппараты

Каждое государство-участник по получении оповещания может самостоятельно принимать решение относительно того, разрешать или нет посещение иностранными судами и летательными аппаратами своих портов и аэродромов, транзит иностранных летательных аппаратов через свое воздушное пространство и судоходство иностранных судов в своем территориальном море или архипелажных водах, а также пролет иностранных летательных аппаратов над этими водами таким образом, который не предусмотрен правами на мирный проход, архипелажный проход по морским коридорам или транзитный проход.

Статья 8

Учреждение Комиссии по зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии

1. Настоящим учреждается Комиссия по зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, далее именуемая «Комиссия».

2. Все государства-участники являются ipso facto членами Комиссии. Каждое государство-участник представлено своим министром иностранных дел или его представителем, сопровождаемым заместителями и консультантами.

3. В задачу Комиссии входит наблюдение за осуществлением настоящего Договора и обеспечение соблюдения его положений.

4. Комиссия проводит свои заседания по мере и в случае необходимости в соответствии с положениями настоящего Договора, в том числе по просьбе какого-либо государства-участника. По мере возможности Комиссия проводит свои заседания совместно со встречами министров на уровне стран АСЕАН.

5. В начале каждого заседания Комиссия выбирает Председателя и таких других должностных лиц, которые могут потребоваться. Они исполняют свои обязанности до тех пор, пока на следующем заседании не будет выбран новый председатель и другие должностные лица.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Договором, для обеспечения кворума необходимо присутствие двух третей членов Комиссии.

7. Каждый член Комиссии имеет один голос.

8. За исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором, решения Комиссии принимаются консенсусом или, если консенсус не достигается, большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих ее членов.

9. Комиссия согласовывает и принимает консенсусом свои правила процедуры, а также финансовые правила, регулирующие вопросы финансирования Комиссии и ее вспомогательных органов.

Статья 9

Исполнительный комитет

1. Настоящим учреждается в качестве вспомогательного органа Комиссии Исполнительный комитет.

2. Исполнительный комитет состоит из представителей всех государств — участников настоящего Договора. Каждое государство-участник представлено одним старшим должностным лицом в качестве представителя и его могут сопровождать заместители и консультанты.

3. В функции Исполнительного комитета входит следующее:

а) обеспечение надлежащего действия мер проверки в соответствии с положениями системы контроля, предусмотренными в статье 10;

b) рассмотрение просьб о разъяснении и учреждении миссии по выяснению фактов и принятие соответствующих решений;

с) учреждение миссии по выявлению фактов в соответствии с Приложением к настоящему Договору;

d) рассмотрение результатов миссии по выяснению фактов, принятие соответствующего решения и представление доклада Комиссии;

е) в соответствующих случаях и случаях необходимости обращение к Комиссии с просьбой о созыве заседания;

f) заключение с МАГАТЭ иди другими международными организациями соглашений, упомянутых в статье 18, от имени Комиссии после получения соответствующих полномочий от Комиссии;

g) осуществление таких иных задач, которые могут периодически поручаться ей Комиссией.

4. Исполнительный комитет проводит свои заседания по мере и в случае необходимости для обеспечения эффективного выполнения своих функций. По мере возможности Исполнительный комитет проводит свои заседания совместно с официальными встречами старших должностных лиц стран АСЕАН.

5. Председатель Исполнительного комитета является представителем Председателя Комиссии. Любое представление или сообщение государства-участника Председателю Исполнительного комитета распространяется среди других членов Исполнительного комитета.

6. Для обеспечения кворума необходимо присутствие двух третей членов Исполнительного комитета.

7. Каждый член Исполнительного комитет имеет один голос.

8. Решения Исполнительного комитета принимаются консенсусом или, если консенсус не достигается, большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих его членов.

Статья 10

Система контроля

1. Настоящим учреждается система контроля для целей проверки соблюдения обязательств государств-участников по настоящему Договору.

2. Система контроля включает:

а) систему гарантий МАГАТЭ, как это предусмотрено в статье 5;

b) предоставление докладов и обмен информацией, как это предусмотрено в статье 11;

с) предоставление просьб о разъяснении, как это предусмотрено в статье 12;

d) предоставление просьб об учреждении миссии по выяснению факторов и соответствующие процедуры, как это предусмотрено в статье 13.

Статья 11

Представление докладов и обмен информацией

1. Каждое государство-участник представляет Исполнительному комитету доклады о любом важном событии, происшедшем в пределах его территории и в районах под его юрисдикцией и контролем и затрагивающем выполнение настоящего Договора.

2. Государства-участники могут обмениваться информацией по вопросам, возникающим в результате осуществления настоящего Договора или в связи с ним.

Статья 12

Просьба о разъяснении

1. Каждое государство-участник имеет право обращаться к другому государству-участнику с просьбой о разъяснении относительно любой ситуации, которая может считаться неясной или которая может давать основания для сомнений в отношении соблюдения государством-участником настоящего Договора. Оно информирует Исполнительный комитет о такой просьбе. Запрашиваемое государство-участник должным образом отвечает, предоставляя незамедлительно необходимую информацию, и сообщает Исполнительному комитету о своем ответе запрашивающему государству-участнику.

2. Каждое государство-участник имеет право обращаться к Исполнительному комитету с просьбой о получении разъяснения от другого государства-участника относительно любой ситуации, которая может считаться неясной или которая может давать основания для сомнений в отношении соблюдения государством-участником настоящего Договора. По получении такой просьбы Исполнительный комитет проводит консультации с государством-участником, от которого требуется разъяснение, с целью получения запрошенного разъяснения.

Статья 13

Просьба об учреждении миссии про выяснению фактов

Государство-участник имеет право обращаться к Исполнительному комитету с просьбой направить миссию по выяснению фактов в другое государство-участник в соответствии с процедурой, изложенной в Приложении к настоящему Договору, с целью разъяснения и урегулирования ситуации, которая может считаться неясной или которая может давать основания для сомнений в отношении соблюдения положений настоящего Договора.

Статья 14

Меры по исправлению положения

1. В случае, если Исполнительный комитет принимает в соответствии с Приложением решение о том, что имеет место нарушение настоящего Договора государством-участником, данное государство-участник в разумные сроки принимает все меры, необходимые для того, чтобы вернуться к полному соблюдению настоящего Договора, и оперативно информирует Исполнительный комитет о предпринятых или предлагаемых им действиях.

2. Если государство-участник не может или отказывается выполнять положения пункта 1 настоящей статьи, Исполнительный комитет обращается в Комиссию с просьбой о созыве заседания в соответствии с положениями пункта 3е статьи 9.

3. На заседании, созванном во исполнение пункта 2 настоящей статьи, Комиссия рассматривает чрезвычайную ситуацию и принимает решение о любых мерах, которые она считает необходимыми для решения ситуации, включая передачу данного вопроса на рассмотрение МАГАТЭ, и в случае, если ситуация угрожает международному миру и безопасности, — на рассмотрение Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

4. В случае нарушения Протокола, прилагаемого к настоящему Договору, государством-участником Протокола Исполнительный комитет созывает специальное заседание Комиссии для решения вопроса о принятии соответствующих мер.

Статья 15

Подписание, ратификация, присоединение, сдача на хранение и регистрация

1. Договор открыт для подписания всеми государствами Юго-Восточной Азии, а именно: Брунеем-Даруссаламом, Вьетнамом, Индонезией, Камбоджей, Лаосом, Малайзией, Мьянмой, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами.

2. Договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами подписывающих его государств. Ратификационные грамоты сдаются на хранение правительству Королевства Таиланд, которое настоящим назначается государством-депозитарием.

3. Договор открыт для присоединения. Документы о присоединении сдаются на хранение государству-депозитарию.

4. Государство-депозитарий информирует другие государства-участники настоящего Договора о сдаче на хранение ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Государство-депозитарий регистрирует настоящий Договор и Протокол к нему в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья 16

Вступление в силу

1. Настоящий Договор вступает в силу со дня сдачи на хранение седьмой ратификационной грамоты и/или документа о присоединении.

2. Для государств, ратифицирующих настоящий Договор или присоединяющихся в нему после даты сдачи на хранение седьмой ратификационной грамоты или документы о присоединении, Договор вступает в силу с даты сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

Статья 17

Оговорки

Настоящий Договор не может быть предметом оговорок.

Статья 18

Отношения с другими международными организациями

Комиссия может заключать с МАГАТЭ или другими международными организациями соглашения, которые, по ее мнению, могут способствовать эффективному действию системы контроля, учрежденной настоящий Договором.

Статья 19

Поправки

1. Любое государство-участник может предлагать поправки к настоящему Договору и представляет свои предложения Исполнительному комитету, который передает их всем другим государствам-участникам. Исполнительный комитет просит Комиссию незамедлительно созвать заседание для рассмотрения предложенных поправок. На таком заседании должны присутствовать все члены Комиссии. Любая поправка принимается Комиссией на основе консенсуса.

2. Поправки вступают в силу через 30 дней после получения государством-депозитарием от государств-участников седьмого документа о принятии.

Статья 20

Рассмотрение действия Договора

Через десять лет после вступления настоящего Договора в силу созывается заседание Комиссии с целью рассмотрения действия Договора. Заседание Комиссии с той же целью может быть также созвано в любое время после этого, если на этот счет имеется консенсус среди всех ее членов.

Статья 21

Урегулирование споров

Любой спор, возникающий в связи с толкованием положений настоящего Договора, разрешается мирными средствами по соглашению государств — сторон в споре. Если в течение одного месяца стороны в споре не могут достичь мирного урегулирования спора путем переговоров, посредничества, расследования или примирения, любая из вовлеченных сторон с предварительного согласия других вовлеченных сторон передает спор на разрешение третейского суда или Международного Суда.

Статья 22

Срок действия и выход

1. Настоящий Договор остается в силе бессрочно.

2. В случае нарушения любым государством-участником настоящего Договора, имеющего существенное значение для достижения целей Договора, каждое другое государство-участник имеет право выйти из состава участников Договора.

3. Выход из состава участников Договора в соответствии с пунктом 2 статьи 22 осуществляется путем передачи всем членам Комиссии уведомления за двенадцать месяцев до выхода.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся подписали настоящий Договор.

Совершено в Бангкоке пятнадцатого дня декабря одна тысяча девятьсот девяносто пятого года в одном оригинале на английском языке.

За Бруней-Даруссалам

Султан Брунея-Даруссалама Хаджи Хассанал Болкиах

За Королевство Камбоджа

Первый Премьер-министр Самдек Кром Преах Нородом Ранарит

Второй Премьер-министр Самдек Хун Сен

За Республику Индонезия

Президент Сухарто

За Лаосскую Народно-Демократическую Республику

Премьер-министр Кхамтай Сипхандон

За Малайзию

Премьер-министр д-р Махатхир Бин Мохамад

За Союз Мьянма

Председатель Государственного совета по восстановлению правопорядка и Премьер-министр старший генерал Тан Шве

За Республику Филиппины

Президент Фидель В.Рамос

За Республику Сингапур

Премьер-министр Го Чок Тонг

За Королевство Таиланд

Премьер-министр Банхан Синлапа-Ача

За Социалистическую Республику Вьетнам

Премьер-министр Во Ван Киет

Приложение

ПРОЦЕДУРА

учреждения миссии по выяснению фактов

1. Государство-участник, обратившееся с просьбой об учреждении миссии по выяснению фактов в соответствии со статьей 13, далее именуемое «запрашивающее государство», представляет просьбу Исполнительному комитету, указывая следующее:

а) сомнения или озабоченности и причины таких сомнений или озабоченностей,

b) место, где сложилась ситуация, давшая основание для сомнений;

с) соответствующие положения Договора, в отношении соблюдения которых возникли сомнения; и

d) любую другую соответствующую информацию.

2. По получении просьбы об учреждении миссии по выяснению фактов Исполнительный комитет:

а) незамедлительно информирует государство-участника, в которое предлагается направить миссию по выяснению фактов, далее именуемое «принимающее государство», о получении просьбы;

b) не позднее, чем через три недели после получения просьбы решает, соответствует ли просьба положениям пункта 1 и не является ли она необоснованной, злонамеренной или явно выходящей за рамки сферы действия Договора. Ни запрашивающее, ни принимающее государства-участники не участвуют в принятии такого решения.

3. В случае, если Исполнительный комитет принимает решение о том, что просьба не соответствует положениям пункта 1 или что она является необоснованной, злонамеренной или явно выходящей за рамки сферы действия Договора, он не предпринимает никаких дальнейших действий в отношении просьбы и информирует об этом запрашивающее государство и принимающее государство.

4. В случае, если Исполнительный комитет принимет решение о том, что просьба соответствует положениям пункта 1 и что она не является необоснованной, злонамеренной или явно выходящей за рамки сферы действия Договора, он незамедлительно передает просьбу об учреждении миссии по выяснению фактов принимающему государству, указывая, в частности, предлагаемую дату направления миссии. Не может предлагаться дата, отстоящая более чем на три недели от момента получения принимающим государством просьбы об учреждении миссии по выяснению фактов. Исполнительный комитет незамедлительно также учреждает миссию по выяснению фактов, состоящую их трех инспекторов от МАГАТЭ, которые не являются гражданами ни запрашивающего, ни принимающего государства.

5. Принимающее государство выполняет просьбу об учреждении миссии по выяснению фактов, о которой говорится в пункте 4. Оно сотрудничает с Исполнительным комитетом с целью содействия эффективной работе миссии по выяснению фактов, в частности путем оперативного предоставления миссии по выяснению фактов беспрепятственного доступа в место, указанное в просьбе. Принимающее государство предоставляет членам миссии по выяснению фактов такие привилегии и иммунитеты, какие необходимы для эффективного выполнения ими своих функций, включая неприкосновенность всех материалов и документов и иммунитет от ареста, задержания и судебного преследования за совершенные действия и сделанные заявления в связи с осуществлением миссии.

6. Принимающее государство имеет право принимать меры для защиты секретных установок и предотвращения утечек конфиденциальной информации и сведений, не связанных с настоящим Договором.

7. Миссия по выяснению фактов в процессе выполнения своих функций:

а) уважает законы и нормы принимающего государства;

b) воздерживается от действий, несовместимых с целями и задачами настоящего Договора;

с) представляет предварительные или промежуточные доклады Исполнительному комитету;

d) выполняет свою задачу без неоправданных задержек и представляет заключительный доклад Исполнительному комитету в течение разумного периода времени после завершения своей работы.

8. Исполнительный комитет:

а) рассматривает доклады, представленные миссией по выяснению фактов, и принимает решение о том, имеет ли место нарушение Договора;

b) незамедлительно сообщает о своем решении запрашивающему государству и принимающему государству;

с) представляет Комиссии полный доклад о своем решении.

9. В случае, если принимающее государство отказывается выполнить просьбу об учреждении миссии по выяснению фактов в соответствии с пунктом 4, запрашивающее государство через Исполнительный комитет имеет право обратиться с просьбой о созыве заседания Комиссии. Исполнительный комитет незамедлительно обращается к Комиссии с просьбой о созыве заседания в соответствии с пунктом 3е статьи 9.

ПРОТОКОЛ

к договору о зоне, свободной от ядерного оружия,

в Юго-Восточной Азии

Государства-участники настоящего Протокола,

желая содействовать усилиям, направленным на достижение всеобщего и полного ядерного разоружения и тем самым на обеспечение международного мира и безопасности, в том числе в Юго-Восточной Азии,

принимая к сведению Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии,

договорились о нижеследующем:

Статья 1

Каждое государство-участник обязуется соблюдать Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, далее именуемый «Договор», и не содействовать каким-либо действиям, которые являются нарушением Договора или Протокола к нему со стороны их государств-участников.

Статья 2

Каждое государство-участник обязуется не применять ядерное оружие и не прибегать к угрозе его применения против любого государства-участника Договора. Оно также обязуется не применять ядерное оружие и не прибегать к угрозе его применения в пределах зоны, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии.

Статья 3

Настоящий Протокол открыт для подписания Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Соединенными Штатами Америки и Францией.

Статья 4

Каждое государство-участник обязуется сообщать государству-депозитарию путем письменного уведомления о принятии или непринятии им какого-либо изменения его обязательств по настоящему Протоколу, которое может произойти в результате вступления в силу поправки к Договору в соответствии со статьей 19 Договора.

Статья 5

Настоящий Протокол является постоянным и остается в силе бессрочно при условии, что каждое государство-участник в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из состава участников Протокола, если оно решит, что чрезвычайные обстоятельства, связанные с предметом настоящего Протокола, поставили под угрозу его высшие национальные интересы. Оно уведомляет о выходе из состава участников Протокола за двенадцать месяцев до выхода государство-депозитария. В таком уведомлении указываются чрезвычайные обстоятельства, которые, по его мнению, поставили под угрозу его высшие национальные интересы.

Статья 6

Настоящий Протокол подлежит ратификации.

Статья 7

Настоящий Протокол вступает в силу для каждого государства-участника в день сдачи на хранение его ратификационной грамоты государству-депозитарию. Государство-депозитарий информирует другие государства-участники Договора и Протокола о сдаче на хранение ратификационных грамот.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими правительствами, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Бангкоке пятнадцатого дня декабря тысяча девятьсот девяносто пятого года в одном экземпляре на английском языке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Adblock
detector